Рабочая программ на предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке" для 2-4 классов на 2022-2023 учебный год

1. Результаты изучения учебного предмета
1)
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и
мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2)
осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;
формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование
потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и
мира; обеспечениекультурной самоидентификации;
3)
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
4)
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5)
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно
выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта
чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,
автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для
всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно- популярного
текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей,
формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и
устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке
главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения,
факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения
и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;

находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами,
поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание
текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными
фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст,
опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности;
устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь
на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием
текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста
в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и
правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов
текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)
произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия
других видов искусства;
– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видовтекстов)
Выпускник научится:
– осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по
заданной тематике или по собственному желанию;
– вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
– составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному
образцу.
Выпускник получит возможность научиться:

– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой;
– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественныхтекстов)
Выпускник научится:
– распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений
(на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
– отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить
примеры прозаических и стихотворных текстов;
– различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка,
загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
– находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,
эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры
проявления художественного вымысла в произведениях;
– сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности
(иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
– определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
– создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
– восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его
событиями;
– составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе
личного опыта;
– составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
– вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать
известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или
неодушевленного предмета;
– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
– создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
– создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
– работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное,
созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде
мультимедийного продукта (мультфильма).
2. Содержание по учебному предмету
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,

осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую
информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания,
дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение
умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее
названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры;
деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными
видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы,
используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных
материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:
содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации
в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга- произведение, книга-сборник,
собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное
пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев сточки зрения норм морали. Осознание
понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных
народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием
художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы
поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет,
имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста:
определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов,
озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение
главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста,
составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде
самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный
пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия
(выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе
текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности
ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача
информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин,
легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с
простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые
слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение
главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку
зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному,
художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст
или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного
общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог
как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого
объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на
вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно- популярного, учебного и
художественного
текста.
Передача
впечатлений
(из
повседневной
жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Устное
сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий,
короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини- сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской
литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших
школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно- энциклопедическая литература; детские
периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных
народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле,
юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь:
узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое
разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки,
пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного
смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ,
стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и
выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и
использование их (установление причинно- следственных связей, последовательности
событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения
(текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта.
Содержание учебного предмета по годам обучения
1 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен
и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных
жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение вслух
Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости

чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Чтение
наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2 – 3 предложения).
Чтение про себя
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и
жанру произведений).
Работа с разными видами текста
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Выделение абзаца,
смысловых частей под руководством учителя.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний.
Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название
книги (фамилия автора и заголовок) тема и жанр книги. Выбор книг по авторской
принадлежности, жанру, теме.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, нравственного содержания, поступков героев.
Пересказ содержания. Выявление отношения к героям и их поступкам
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача
информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов (по
отрывкам или небольшим текстам).
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей. Деление текста на части.
Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в
содержании текста).
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи. Использование норм речевого этикета в
условиях внеучебного общения.
Письмо (культура письменной речи).
Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом –
повествованием, текстом – описанием, текстом – рассуждением.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества (малые жанры фольклора, народные
сказки). Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков
детской литературы. Произведения современной отечественной литературы, доступные
для восприятия младших школьников. Основные темы детского чтения: произведения о
Родине, природе, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание. Фольклор и авторские
художественные произведения (различение). Прозаическая и стихотворная речь:
узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание. Сказки (о животных,
бытовые, волшебные). Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре,
особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность
обучающихся
(на
основе
литературных
произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование.
2 класс

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать
художественное слово; определение последовательности событий, умение задавать вопрос
по услышанному учебному, научно - познавательному и художественному произведению.
Создание условий для развития полноценного восприятия произведения.
Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения.
Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение
персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных
народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка
эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения
автора к героям произведения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и
типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение Чтение вслух
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словам вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст. Выразительное чтение небольших текстов или
отрывков
Чтение про себя
Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое,
выборочное). Умение находить в текстах необходимую информацию. Обучение чтению
молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и
самооценки навыка чтения. Понимание особенностей разных видов чтения: факта,
описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научнопопулярных - и их сравнение. Особенности фольклорного текста. Деление текста на
смысловые части, их озаглавливание и составление простейшего плана под руководством
учителя. Пересказ по готовому плану Участие в коллективном обсуждении: умение
отвечать на вопросы.
Библиографическая культура
Книга учебная, художественная. Элементы книги: содержание или оглавление,
титульный лист. Типы книг: книга – произведение, книга – сборник. Выбор книг по теме,
жанру и авторской принадлежности.
Работа с текстом художественного произведения
Практическое определение особенностей художественного текста: образность,
эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь,
ненависть, дружба и пр.). Осознание понятия «Родина», честь, дружба, правда, честность.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с
помощью учителя) мотива поступка персонажа. Выявление авторского отношения к
герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Характеристика героя
произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение
разных видов пересказа художественного текста: подробный, краткий (передача основных
мыслей).
Работа с учебными, научно – популярными и другими текстами
Практическое знакомство с научно – популярными произведениями. Понимание
отдельных, наиболее общих особенностей текстов, былин (по отрывкам или небольшим
текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста:
установление причинно – следственных связей. Подробный пересказ текста. Ключевые
или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение
текста с опорой на ключевые слова, модель, схему

Говорение (культура речевого общения)
Особенности диалогического общения. Особенности диалогического общения:
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку
зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно- познавательному,
художественному тексту). Знакомство с особенностями национального этикета на основе
фольклорных произведений.
Монолог, как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной
теме или в виде (форме) ответа на вопрос.
Письмо (культура письменной речи).
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев). Рассказ на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения фольклора русского народа: пословица, скороговорка, загадка,
потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных
народов. Произведения отечественных и зарубежных писателей (И.А. Крылова, Л.Н.
Толстого, В.И. Даля, В.Ф. Одоевского). Основные темы детского чтения: фольклор разных
народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле,
юмористические произведения
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Ориентировка в литературных понятиях: произведение, текст, жанр, тема,
фамилия автора, заголовок, диалог, монолог, обращение, сравнение, синонимы, описание,
повествование. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение
автора к герою.
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: лексика, построение: (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах. художественные особенности сказок: лексика,
построение: (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование.
3 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие произведений разных жанров из круга чтения, понимание главной
мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того
же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык
произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их
поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места
событий, выделение описание пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и
формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение Чтение вслух
Осознанное правильное плавное чтение вслух целыми словами небольших
произведений или глав из произведений. Соблюдение орфоэпических и интонационных
норм чтения.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их
с помощью интонирования.

Чтение про себя
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения
высказывания.
Чтение молча небольших произведений, абзацев, отрывков без речедвижения.
Чтение молча разножанровых произведений фольклора, отечественных и зарубежных
писателей. Чтение молча описаний картин природы, портретов героев, интерьера,
поступков героев, повествования и рассуждения в тексте произведения
Работа с разными видами текста
Самостоятельное определение жанра, темы, главной мысли произведения,
структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Самостоятельное
моделирование обложек к произведениям. Сравнение моделей произведений. Работа с
внутритекстовыми иллюстрациями: рассматривание, подбор эпизодов или предложений к
иллюстрации. Рассказ эпизода по иллюстрации. Анализ содержания иллюстрации и его
соответствия произведению. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и
тому же произведению
Библиографическая культура
Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или
оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге:
научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочноиллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник,
периодическая печать (детские журналы), справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное
пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных
средств языка. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев, с точки зрения норм морали.
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей), Осознание представления о
проявлении любви к Родине, в литературе разных народов (на примере народов России)
Подробный пересказ текста: подробный пересказ эпизода; деление текста на части,
озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных
предложений из текста, в виде вопросов.
Работа с учебными, научно – популярными и другими текстами
Определение особенностей учебного и научно – популярного текста (передача
информации).
Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ
текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого
общения)
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Отражение основной мысли
текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом
специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача
впечатлений (из повседневной, жизни, художественного произведения, изобразительного
искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Письмо (культура
письменной речи). Использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнения) Устное сочинение как продолжение прочитанного
произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на

заданную тему.
Круг чтения
Произведения фольклора (былины, сказы, загадки, пословицы. Скороговорки)
народов мира. Произведения отечественных и зарубежных писателей – классиков (И.А.
Крылова, А.С. Пушкина. Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета, Л.Н. Толстого, Н.А.
Некрасова, А.П. Чехова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, С.Д. Дрожжина, Д.Н. МаминаСибиряка, А.И. Куприна, С.А. Есенина, К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака, Л. Пантелеева,
А.П. Гайдара, М.М. Пришвина).
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские
периодические издания (по выбору).
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтени6 по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и
использование их (установление причинно- следственных связей, последовательности
событий: соблюдение этапности в выполнении действий).
4 класс
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве
содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал.
Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения,
осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая
оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их
действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление
отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных
суждений текстом произведения. Умение на слух воспринимать разные по жанру
произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения,
создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы,
интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения- что и с какой целью
читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения
произведения: логические ударения, паузы, тон, темпречи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений произведений – реальных и фантастических.
Чтение
Чтение вслух
Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами
литературного произношения. Выразительное чтение подготовленного произведения или
отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические
ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение
наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений.
Чтение про себя

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнение
высказывания и др. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Умение
работать с разными видами информации. Определение цели чтения текстов
художественных и научно – познавательных произведений, знакомство с содержанием
произведения, изучающих чтение текстов, поисковое чтение (выбор нужной информации,
фактов, суждений), чтение произведений и книг по собственному желанию и выбору.
Восприятие текстов произведений, понимание содержания произведения. Определение
особенностей каждого произведения и специфики текстов. Определение темы
самостоятельно прочитанного произведения, уточнение темы исходя из содержания
произведения. Сравнение произведений одного жанра разных авторов, произведение
одного автора, стихотворных и прозаических произведений одного автора. Понимание
нравственного содержания произведения. Составление простого плана рассказа, сказки:
подробный, краткий, выборочный пересказ текста по плану, составление творческого
пересказа. Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Библиографическая культура
Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление) Элементы
книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды
информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её
справочно- иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книгасборник, собрание сочинений, справочные издания (справочники,
словари,
энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное
пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Знакомство с правилами пользования библиотекой. Проектная деятельность в группах и
индивидуально.
Работа с текстом художественного произведения
Наблюдение и выделение особенностей художественного произведения: образы
героев, эмоциональное воздействие на читателя, средства выразительности (сравнение,
эпитеты, метафоры), идейно–нравственное содержание произведения. Умение отличить
контекстное значение слова от его прямого значения. Схожесть тем, идей, героев в
фольклоре разных народов. Составление плана рассказа о герое. Самостоятельное
воспроизведение
текста
с
использованием
выразительных средств
языка:
последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Сравнение героев произведения, выражение своего отношения к ним, отношение к ним
автора. Выборочный пересказ эпизодов или фрагментов, раскрывающих образ героя.
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных
или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода, деление текста на
части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой
части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде
вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный
выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения
(отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание
места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков
героев.

Работа с учебными, научно – популярными и другими текстами.
Построение алгоритма деятельности по произведению текста. Воспроизведение
текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение
главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и
использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом
особенностей монологического высказывания. Отражение основной мысли текста в
высказывании: передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом
специфики популярного учебного и художественного текста, передача впечатлений в
повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства, в
рассказе (описание, рассуждение, повествование). Устное сочинение как продолжение
прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по
рисункам либо на заданную тему
Письмо (культура письменной речи)
Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения фольклора (былины). Басни русских баснописцев (Л.Н. Толстого).
Произведения отечественной литературы разных жанров о детях и для детей.
Произведения отечественной литературы ХХ века (К.Д. Бальмонта, А.И. Куприна, Н.А.
Заболоцкого, Н.М. Рубцова, С.В. Михалкова). Научно – популярные произведения: очерки
и воспоминания А.И. Куприна. Произведения и книги о путешествиях и приключениях
(Н.П. Вагнера).
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
3. Тематическое планирование по предмету
Раздел

2 класс

3 класс

4 класс

2
5
5
5
17

2
5
5
5
17

2
5
5
5
17

Класс

Раздел 1 «Россия – наша Родина»
Раздел 2 «Фольклор нашего народа»
Раздел 3 «О братьях наших меньших»
Раздел 4 «Времена года»
Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».