Рабочая программа по курсу "Математическая грамотность" для обучающихся 5 классов на 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 5"
Муниципальный орган "Управление образования
городского округа Краснотурьинск"
(МАОУ «ООШ № 5»)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МАОУ
«ООШ № 5»
№ 96 от 29.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Математическая грамотность»
для обучающихся 5 класса

Краснотурьинск 2023

Пояснительная записка
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с
огромным потоком информации, и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо
иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка,
хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. С
научной точки зрения все вышеизложенное представляется как функциональная грамотность
человека.
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать,
анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников.
Формирование функциональной грамотности у школьников, как правило, ведётся по
четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно-научная.
В
разрабатываемом
российском
мониторинге
функциональной
грамотности
математическая грамотность понимается так же, как и в исследовании международной
программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA:
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические
рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в
разнообразных контекстах реального мира».
Математическая грамотность рассматривается как компонент функциональной
грамотности, которая предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение
жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач
в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Таким образом формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках
математического цикла заключается в способности решать учебные задачи и жизненные
проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и
универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу готовности к взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему
успешному образованию.
Цели реализации курса «Математическая грамотность»
В соответствии с требованиями к результатам освоения ФГОС ООО целью реализации курса
«Математическая грамотность» является:
формирование основ математической грамотности обучающихся, необходимых для успешной
жизни в меняющемся мире универсальных компетентностей на основе средств и методов
математики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с
различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную
и коллективную деятельность, представлять и оценивать её результаты.
Занятия по математической грамотности помогут обучающимся:
 учиться применять знания в различных жизненных ситуациях;
 стать вдумчивым читателем, понимать содержание прочитанного текста, рассуждать о
том, чему могут научить рассказы, определять главную мысль, объяснять значения слов;
 решать непростые задачи, применять законы Царицы наук Математики в жизни;
 расширить свой кругозор, узнать много нового и стать по-настоящему грамотными
людьми.
Занятия по математической грамотности помогут учителю:
 выявить и развить способности обучающихся через внеурочную деятельность;
 работать с одаренными детьми, организуя интеллектуальные и творческие соревнований и
проектно-исследовательскую деятельность;
 научить школьников выполнять индивидуальные и групповые проектные работы,
включая задания межпредметного характера;
 использовать в образовательной деятельности современные образовательные и
информационные технологий;
 поддерживать обучающихся в их эффективной самостоятельной работе;
2

 включать обучающихся в процессы понимания и преобразования внешней социальной
среды (Заднепровского района, города Смоленска, России) для приобретения опыта
социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ.
Принципы формирования и механизмы реализации курса «Математическая грамотность»
Основным условием при разработке российского инструментария для формирования
математической грамотности является соответствие программным документам, определяющим
содержание образования: федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования (ФГОС ООО), примерным основным образовательным
программам основного общего образования (ПООП ООО), а также рекомендованным
традиционным учебникам математики для 5 классов.
Научно-методологической основой для разработки требований к личностным,
метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу курса
«Математическая грамотность», является системно-деятельностный подход.
Личностные результаты освоения курса «Математическая грамотность» достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
Предметные результаты освоения курса «Математическая грамотность» ориентированы
на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования.
Содержание учебных, методических и оценочных материалов определяется требованиями
к результатам, зафиксированными во ФГОС ООО, в примерной основной образовательной
программе основного общего образования и исследованиями ФГБУ «Федеральный институт
оценки качества образования».
В разработке занятий курса наиболее актуальными стали следующие образовательные
технологии:
 Информационно – коммуникационная технология
 Технология развития критического мышления
 Проектная технология
 Технология развивающего обучения
 Здоровьесберегающие технологии
 Технология проблемного обучения
 Игровые технологии
 Технология мастерских
 Технология интегрированного обучения
 Педагогика сотрудничества
 Технологии уровневой дифференциации
При разработке заданий применяется трехмерная модель оценки, используемая в
исследовании международной программы по оценке образовательных достижений учащихся
(PISA).
Курс
«Математическая грамотность» разработан в соответствии Концепции развития
математического образования и позволяет реализовать межпредметные связи с учебными
предметами, которые изучаются в 5 классе.
Контроль качества образования осуществляется с помощью внутренней системы оценки
качества образования (ВСОКО) образовательной организации МАОУ «ООШ № 5», которая
регламентируется положением о ВСОКО.
Программы курса реализуется в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
Программа курса «Математическая грамотность» реализуется образовательной организацией и
рассчитана на 34 академических часа (1 час в неделю).
3

Содержание курса
Раздел 1.
Описательная статистика. Наглядные представления данных.
Представление данных в виде таблиц, столбчатых и круговых диаграммам. Работа с
информацией, представленной в форме таблиц и диаграмм. Извлечение информации из таблиц и
диаграмм, выполнение вычисления по табличным данным, сравнение величины, нахождение
наибольших и наименьших значений. Анализ готовых таблиц и диаграмм с последующими
выводами. Сбор информации в несложных случаях, организация информации в виде таблиц и
диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ.
Раздел 2.
Наглядная геометрия.
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная,
многоугольник,
правильный
многоугольник,
окружность,
круг.
Четырехугольник,
прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников.
Изображение геометрических фигур, их взаимное расположение.
Длина отрезка. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длин отрезка,
построение отрезков заданной длины.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата.
Равновеликие фигуры.
Понятие объема фигуры.; единицы измерения объемов. Объем куба и прямоугольного
параллелепипеда.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида,
шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Многогранники,
правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Раздел 3.
Математика в реальной жизни.
Натуральные числа.
Натуральный ряд. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства
арифметических действий.
Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых
выражениях, использование скобок.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки. Зависимости между величинами.
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости, цены, стоимости.
Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; цена, количество,
стоимость, скидки; производительность, время, работа. Представление зависимостей в виде
формул. Вычисление по формулам.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Элементы алгебры.
Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий.
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения.

4

Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы курса «Математическая грамотность»
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
школы в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта
деятельности на их основе, в том числе в части:
 Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей
Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений.
 Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм
поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
 Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной
культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
 Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
 Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
 Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий,
приносящих ей вред.
 Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и
самостоятельность в познании.
Программа направлена на овладение следующими личностными умениями пятиклассниками:
 формирование у школьников основ российской гражданской идентичности;
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
 готовность пятиклассников к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
 мотивацию к познанию, обучению, целенаправленной социально значимой деятельности;
 ценность самостоятельности и инициативы;
 активное участие в социально значимой деятельности: жизни своей семьи, школы,
местного сообщества, Смоленского края, свой страны России.
 ценностные установки и социально значимые качества личности;
 формирование внутренней позиции личности, как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметные результаты программы отражают:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
 базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по
5

определенному признаку; определять существенный признак для классификации,
классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
 базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным
состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; с помощью учителя
формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное
исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их
доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения,
классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному
алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых
(педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы
для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
 общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к
собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность
существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое
мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить
небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки,
фото, плакаты) к тексту выступления;
 совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой
вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
 самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
 самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Программа
направлена
на
овладение
следующими
метапредметными
умениями
пятиклассниками:
 принимать задачу, представленную в форме, отличной от формы, типичной для
учебников;
6

 работать с информацией, представленной в различных формах: текстовой, табличной,
графической, а также переходить от одной формы к другой;
 привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условии задачи,
особенно в тех случаях, когда для этого требуется использовать бытовые сведения,
личный жизненный опыт;
 отбирать информацию, необходимую для решения, в частности, если условие задачи
содержит избыточную информацию; удерживать в процессе решения все условия,
необходимые для решения проблемы;
 владеть навыками самоконтроля за выполнением условий (ограничений) при нахождении
решения и интерпретации полученного результата в рамках ситуации;
 определять самостоятельно точность данных, требуемых для решения задачи;
 использовать здравый смысл, метод перебора возможных вариантов, метод проб и
ошибок;
 представлять в свободной словесной форме обоснованный ответ, который определяется
особенностями ситуации.
Предметные результаты по учебному предмету "Математика" предметной области
"Математика и информатика" обеспечивают:
 сформированность системы знаний о числе как результате счета и измерения, о
десятичном принципе записи чисел;
 сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно
арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать полученный
результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму;
 развитие пространственного мышления: умения распознавать, изображать (от руки) и
выполнять построение геометрических фигур (с заданными измерениями) с помощью
чертежных инструментов; развитие наглядного представления о симметрии; овладение
простейшими способами измерения длин, площадей;
 развитие логического и алгоритмического мышления: умения распознавать верные
(истинные) и неверные (ложные) утверждения в простейших случаях в учебных и
практических ситуациях, приводить пример и контрпример, строить простейшие
алгоритмы и использовать изученные алгоритмы (вычислений, измерений) в учебных
ситуациях;
 овладение элементами математической речи: умения формулировать утверждение (вывод,
правило), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые) с использованием связок
"если ..., то ...", "и", "все", "некоторые";
 приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической форме
(простейшие таблицы, схемы, столбчатые диаграммы) и текстовой форме: умения
извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы, заполнять готовые
формы данными;
 использование начальных математических знаний при решении учебных и практических
задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов,
процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том
числе в сфере личных и семейных финансов.
Программа направлена на формирование и развитие следующих предметных умений
пятиклассников:
 выполнять действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями;
 выполнять действия с числовыми выражениями; составлять числовое выражение;
 выполнять деление с остатком, иметь представление о делителях и кратных;
 выполнять приближенные вычисления, прикидку и оценку результата вычислений,
округлять до указанной разрядной единицы, а также с учётом условий описанной
ситуации по недостатку или по избытку;
 распознавать и делать выводы о зависимости между двумя величинами; решать задачи на
увеличение/уменьшение на/в;
7

 переводить единицы измерения длины и времени из более крупных в более мелкие и
наоборот;
 решать задачи методом перебора вариантов;
 читать, заполнять и интерпретировать данные таблиц, столбчатых и круговых диаграмм;
 иметь представление о шкалах; ориентироваться на числовой прямой;
 устанавливать соответствие между реальным размером объекта и представленным на
изображении;
 распознавать геометрические формы и описывать объекты окружающего мира с помощью
языка геометрии;
 представлять объект по описанию, рисунку, заданным характеристикам; мысленно
трансформировать трёхмерную фигуру (реальный объект) в двумерную и обратно,
распознавать развертки куба, параллелепипеда;
 складывать фигуры из квадратов, прямоугольников, треугольников, отрезков, разбивать
на указанные фигуры;
 использовать для решения задач простейшие свойства квадрата и прямоугольника;
 иметь представление о площади и периметре, применять формулы нахождения периметра
и площади квадрата и прямоугольника;
 проверять истинность утверждений, обосновывать вывод, утверждение, полученный
результат.
Восполнение дефицитных предметных умений: в процессе обучения у пятиклассников часто
проявляются недостатки и отдельные методические просчеты начальной математической
подготовки школьников. У бывших младших школьников имеется большой учебный опыт в
решении типовых учебных задач и недостаточный – в самостоятельном выборе и применении
знаний в ситуациях, отличных от стандартных, изученных. Включение заданий, в которых
неочевидно использование изученных алгоритмов, способов решений позволяет восполнить
недостатки предметной подготовки, подготовить обучающихся к применению имеющихся
математических знаний для освоения новых, к решению житейских проблем средствами
математики.
Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3

Раздел
Входная диагностическая работа
Описательная статистика. Наглядное представление данных.
Наглядное представление о фигурах в плоскости и
пространстве.

4
Математика в реальной жизни
5
Итоговая диагностическая работа
Итого по программе

Количество часов
1
8
10
13
2
34

8

Поурочное планирование
№ п/п
1
2

Наименование разделов и тем программы
Входная диагностическая работа
Представление данных в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Комплексное задание «Опрос пятиклассников»

3

Количество часов
1
1
1

Комплексное задание «Команда лыжников»
4

1
Комплексное задание «Парк»

5

1
Комплексное задание «Парк»

6
7
8
9
10

11
12

1
Мини-проект «Мой любимый дизайн информации»
Мини-проект «Мой любимый дизайн информации»
Мини-проект «Мой любимый дизайн информации»
Геометрия, ее первые шаги.
Диафильм «Из истории математики»
Учебный фильм «Геометрия для детей»
Куб, прямоугольный параллелепипед, пирамида,
цилиндр, конус, шар.
Диафильм «Поверхность, геометрическое тело»
Куб, прямоугольный параллелепипед, пирамида,

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=37fT7BTk0IU
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/МА_5_2020_Задания.pdf
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/МА_5_2020_Задания.pdf
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/11_Парк_текст.pdf
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/11_Парк_текст.pdf

1
1
1
https://www.youtube.com/watch?v=KgsUInK9kuY
1

https://www.youtube.com/watch?v=FPjhAJnT7Ro
https://www.youtube.com/watch?v=DpbnpsPggZM

1
1
9

цилиндр, конус, шар.
Диафильм «Поверхность, геометрическое тело»
13

Комплексное задание «Развёртки фигур»
Диафильм «Мурашка учит геометрии»

1

14

Комплексное задание «Развёртки фигур»
Диафильм «Мурашка учит геометрии»

1

15

Мини-проект «Мой геометрический город»
Диафильм «Геометрия по точкам»

1

16

Мини-проект «Мой геометрический город»
Диафильм «Геометрия по точкам»

1

Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм.

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/МА_5_2020_Задания.pdf
https://www.youtube.com/watch?v=q3jvMUg-_X8
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/МА_5_2020_Задания.pdf
https://www.youtube.com/watch?v=q3jvMUg-_X8
https://www.youtube.com/watch?v=xDKCd6rTMq8

https://www.youtube.com/watch?v=xDKCd6rTMq8
https://www.youtube.com/watch?v=KH8K2HRL0CA

17

1
https://www.youtube.com/watch?v=UZV7hysPJgE
https://www.youtube.com/watch?v=KH8K2HRL0CA

Задачи на разрезание и складывание фигур. Танграм.
18

1
https://www.youtube.com/watch?v=UZV7hysPJgE

19

Мини-проект «Мой любимый Танграм»
Комплексное задание «Школьная форма»

1

Комплексное задание «Грибная охота»

1

Комплексное задание «Велосипедисты»

1

1

20

21
22

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/17_Школьная%20форма_текст.pdf
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/04_Грибная%20охота_текст.pdf
http://skiv.instrao.ru/bank10

Задачи на движение

zadaniy/matematicheskayagramotnost/02_Велосипедисты_текст.pdf

Комплексное задание «Урожай салата»

1

Комплексное задание «Праздничный торт»
Мультфильм «Волшебная кухня»
Комплексное задание «Праздничный торт»
Мультфильм «Волшебная кухня»
Мини-проект «Мой любимый рецепт»
Комплексное задание «Граффити»

1

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/16_Урожай%20салата_текст.pdf
https://www.youtube.com/watch?v=lAQQVhbxBL8

1

https://www.youtube.com/watch?v=lAQQVhbxBL8

Комплексное задание «Поход в кино»

1

Комплексное задание «Поход в кино»

1

Экскурсия выходного дня: Петергоф

1

31
32

Мини-проект «Отпуск моей семьи»
Мини-проект «Отпуск моей семьи»

1
1

33

Итоговая диагностическая работа

1

34

Итоговая диагностическая работа

1

23
24
25
26

1
1

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/03_Граффити_текст.pdf

27
28
29

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/МА_5_2020_Задания.pdf

30

Итого по программе

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/МА_5_2019_демоверсия.pdf
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/МА_5_2019_демоверсия.pdf

34
11

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. Утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 31 мая 2021 г. № 287
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22 [Электронный ресурс]. –
Режим
доступа:
https://fgosreestr.ru/uploads/files/48f0c657a155e6e9b9ce99ac9d5b2604.pdf
5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) Одобрен
решением от 28 сентября 2020 г. № 28 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://fgosreestr.ru/uploads/files/09ca627f98c923f9d3b5b787b7fd885b.pdf
6. Примерная рабочая программа основного общего образования «Математика».
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 27 сентября 2021 г. № 3/21 [Электронный ресурс]. –
Режим
доступа:
https://fgosreestr.ru/uploads/files/5b42fd5fc9cd25fc3571440d5d3f7610.pdf
7. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность: учимся для жизни». Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 29 сентября
2022
г.
№
7/22
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://fgosreestr.ru/uploads/files/4d63a3b2f062ad525d5ba4b6bece7c84.pdf
8. Примерная рабочая программа учебного курса «Основы финансовой грамотности.
Финансовая культура» (для 5–9 классов образовательных организаций). Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22 [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/2e42ed5119fce3c4d3606f864669c4c6.pdf
9. Азбука финансовой грамотности. Рабочая тетрадь «Азбука финансовой
грамотности» / Кружок по финансовой грамотности в Детских центрах / Василенко
Г.Н., Лозинг В.Р., Лозинг Д.В., Гуляев П.Р. – Москва, 2019 г. – 52 с.
10. Ковалёва Г. С., Рутковская Е. Л., Половникова А. В. и др. / под. ред. Г. С.
Ковалёвой, Е. Л. Рутковской — Финансовая грамотность : сборник эталонных
заданий : выпуск 2 : учебное пособие для общеобразовательных организаций : в 2
частях — М. : Просвещение, 2021.
11. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7
классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с.
12. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с.
13. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное
пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Ч.2 [Г. С. Ковалева и др.];
под ред. Г. С. Ковалевой, Л. О. Рословой. – М: СПб.: Просвещение, 2020. – 79 с.
12

14. Математика. Реализация требований ФГОС основного общего образования:
методическое пособие для учителя / Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко;
под ред. Л. О. Рословой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
РАО», 2022. – 264 с.
Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы:
методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В.
Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. – с.
15. Реализация курса «Читаем, решаем, живем» (математическая грамотность), 5
класс»: учебно-методическое пособие / под ред. Е.Н. Белай – Краснодар, ГБОУ
ИРО Краснодарского края. - 2022. - 57 с.
16. Реализация курса «Читаем, решаем, живем» (математическая грамотность), 6
класс»: учебно-методическое пособие / под ред. Е.Н. Белай – Красно дар, ГБОУ
ИРО Краснодарского края. - 2022. - 57 с.
17. Сергеева Т. Ф. Математика на каждый день. 6 – 8 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций / Т. Ф. Сергеева. – М: Просвещение, 2020. –
112с.
18. Трофимова, Т. А. Математическая грамотность: пособие по развитию
функциональной грамотности старшеклассников / [Т. А. Трофимова, И. Е.
Барсуков, А. А. Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р. Ш. Мошниной]. – Москва:
Академия Минпросвещения России, 2021. – 68 с.
19. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы
общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с.
20. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. /
Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО,
2018. — 40 с.
21. «Читаем, решаем, живем» (математическая грамотность), 5 класс»: учебное
пособие / под ред. Е.Н. Белай – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. 2022. – 40 с.
22. «Читаем, решаем, живем» (математическая грамотность), 6 класс»: учебное
пособие / под ред. Е.Н. Белай – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. 2022. - 42 с.
Интернет-ресурсы:
http://fgosreestr.ru/ реестр примерных образовательных программ (ФГОС).
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Институт
стратегии
развития образования
https://resh.edu.ru/ РЭШ Российская электронная школа
https://fioco.ru/pisa ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования
http://www.centeroko.ru/ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской
академии образования» Центр оценки качества образования
http://skiv.instrao.ru/ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской
академии образования» Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов
Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной
грамотности учащихся
https://media.prosv.ru/fg/#form Просвещение. Функциональная грамотность. Банк заданий
https://100ballnik.com/математическая-грамотность-5-7-класс-де/ 100 баллов. Готовимся к
экзаменам.
http://mat.1september.ru Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к
газете «Первое сентября».
http://www/encyclopedia.ru Сайт энциклопедий
http://school.znanika.ru/ страница электронной школы «Знаника».
http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru/zadachi/2016goda русская страница конкурсов
для школьников.
13

http://www.yaklass.ru/ страница образовательного проекта «Я-класс».
http://www.unikru.ru/ страница «Мир конкурсов от уникум». Центр интеллектуальных и
творческих состязаний.
http://nsportal.ru/ страницы учительского портала Социальной сети работников
образования.
http://www.rosolymp.ru/ Всероссийская олимпиада школьников материалы, результаты.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».