Аналитический отчет по результатам внутренней системы оценки качества
образования в МАОУ «ООШ № 5» (Структурное подразделение «Детский
сад») за 2022-2023 учебный год.
Направления и цели оценочной деятельности в МАОУ «ООШ № 5»
(Структурное подразделение «Детский сад») (МАОУ «ООШ № 5») закрепляет
«Положение о внутренней системе оценки качества образования».
В результате анализа деятельности МАОУ «ООШ № 5» в 2022-2023 учебный
год можно дать удовлетворительную оценку благодаря стратегически
разработанному плану управленческой деятельности, использованию эффективных
технологий и различных форм работы со всеми участниками образовательного
процесса (воспитанники, педагоги, родители).
Основание проведения внутренней оценки качества образования (далее ВСОКО):
- Приказ Директора МАОУ «ООШ № 5» «О проведении процедуры ВСОКО в МАОУ
«ООШ № 5»»;
- Положение о внутренней системе оценки качества образования.
Процедура внутренней системы оценки качества образования проводилась в
период с 15.05.2023 г. по 19.06.2023 г.
Состав комиссии:
Председатель комиссии:
Е.П. Махно – директор;
Члены комиссии:
Яшина Н.К. – старший воспитатель
Бобина Н. А. – учитель-логопед
Тыиченко Н.А. – председатель Первичной Профсоюзной организации МАОУ
«ООШ № 5»
Цель ВСОКО: установление соответствия качества дошкольного образования
в МАОУ «ООШ № 5» Федеральным государственным образовательным
стандартам дошкольного образования.
В качестве источников данных для оценки качества образования
используются:
мониторинговые исследования;
социологические опросы;
отчеты воспитателей МДОУ;
посещение образовательных ситуаций и игровых образовательных событий,
других мероприятий, организуемых педагогам МДОУ.
Предметом системы оценки качества образования являются:
качество условий реализации ООП образовательного учреждения;
качество организации образовательного процесса;
качество результата освоения ООП образовательного учреждения.
Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП ДО
МАОУ «ООШ № 5» включает в себя:
требования к психолого-педагогическим условиям;
требования к кадровым условиям;
требования материально-техническим условиям;
требования к финансовым условиям;
требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Содержание процедуры оценки качества организации образовательного
процесса включает в себя:
результаты лицензирования;
оценку рациональности выбора рабочих программ и технологий;
обеспеченность методическими пособиями и литературой;
эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем
анализа ежегодных отчетов о самообследовании;
оценку открытости ОО для родителей и общественных организаций;
участие в конкурсах профессионального мастерства, других конкурсах,
направленных повышение профессиональной компетентности педагогов и обмена
опытом в педагогическом сообществе разного уровня.
Содержание процедуры оценки качества результата освоения ООП ДО
включает в себя:
наличие системы комплексной психолого-педагогической диагностики,
отражающей динамику индивидуального развития детей;
наличие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми
образовательными потребностями;
динамика показателей здоровья детей;
наличие системы стандартизированной диагностики, отражающей соответствие
уровня развития воспитанников целевым и возрастным ориентирам;
уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг
МАОУ «ООШ № 5».
На основании полученных данных о качестве объектов ВСОКО составлена
настоящая «Аналитическая справка по результатам внутренней системы оценки
качества образования в МАОУ «ООШ № 5»за 2022-2023 учебный год, в которой
представлены выводы о качестве основных образовательных программ
дошкольного образования реализуемых в ОУ; условиях их реализации;
образовательных результатах воспитанников и соответствие образовательной
деятельности потребностям родителей (законных представителей воспитанников.
Выводы, представленные в настоящей «Аналитическом отчете по
результатам внутренней системы оценки качества образования в МАОУ «ООШ №
5», являются необходимыми для администрации ОУ в качестве оснований для
принятия управленческих решений о возможных направлениях развития ОУ, а
также представляют интерес для работников ОУ, представителей родительской
общественности и учреждений и организаций, заинтересованных в управлении
качеством образования и развитии системы дошкольного образования.
Качество условий реализации ООП МДОУ.
Критериями и показателями оценки качества условий реализации ООП ДОУ
являются требования к кадровому, материально-техническому, информационно методическому, психолого-педагогическому, финансовому обеспечению.
В ОУ созданы условия для реализации Основной образовательной
программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами дошкольного образования
(ФГОС ДО).
Для нормативно-правового обеспечения реализации ООП ДО имеется
документация, соответствующая требованиям действующего законодательства,
иных нормативно-правовых актов (Устав, локальные акты, Лицензия на право
осуществления образовательной деятельности, документы, обеспечивающие
процесс управления реализацией ООП ДО и др.).
Основная образовательная программа МДОУ разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013)
«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам-образовательным программам
дошкольного образования» (приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля
2020 года
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного
образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. —
Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
Устав Учреждения.
Содержание Инновационной программы дошкольного образования. «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в первую очередь обеспечивает наполнение основной
части ООП ОУ.
Программа строится на принципе единства развития, воспитания и
образования. Развитие ребенка, его воспитание и образование не могут
рассматриваться как изолированные друг от друга процессы. Образование
является всеобщей формой детского развития.
Программа обеспечивает разностороннее и гармоничное развитие детей от
рождения до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по
пяти образовательным областям: социально – коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое
развитие, физическое развитие личности.
Программа нацелена на формирование личности ребенка и на развитие
таких необходимых в современном мире качеств, как инициативность,
креативность, нацеленность на достижение инновационного результата,
необходимого окружающим людям и обществу.
Данная программа является методическим конструктором для наполнения
основной части Образовательной Программы ОУ и вместе с парциальными
программами оставляет пространство для разработки актуальных программ
образовательного учреждения, обусловленных особенностями развития детей,
запросами родителей и условиями региона.
Программа разработана для образования и развития детей в возрасте от 1,5
лет до прекращения образовательных отношений в группах общеразвивающей
направленности.
Разделение на возрастные группы осуществляется в соответствии с
закономерностями психического развития детей, имеющие в целом сходные
характеристики, и позволяет более эффективно решать задачи по реализации
Программы.
Программа реализуется в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса
происходит на адекватных возрасту формах работы с детьми (ведущая-игра).
Наряду с образовательными задачами педагоги решают задачи воспитания,
развития в ходе совместной с детьми игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной
деятельности; в ходе режимных моментов; во время самостоятельной деятельности
детей; во взаимодействии с семьями воспитанников.
Основной целью является достижение высокого качества образовательных
услуг за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного
процесса (повышение профессиональной компетентности педагогов ОУ,
укрепление межведомственных связей учреждения, совершенствование
предметно-развивающей среды, организации образовательного процесса в режиме
развития).
Содержание
Основной
образовательной
программы
определено
совокупностью образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей по пяти
основным направлениям: социально-личностному, познавательному, речевому и
художественно-эстетическому, физическому развитию.
Структура образовательного процесса содержит такие компоненты:
непрерывная
образовательная
деятельность
(использование
термина
«непрерывная образовательная деятельность» обусловлено формулировками
СанПиН);
образовательная деятельность в режимных моментах;
самостоятельная деятельность детей;
образовательная деятельность в семье.
Непрерывная образовательная деятельность реализуется в совместной
деятельности взрослого и ребенка входе различных форм детской деятельности
(игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной,
продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения
художественной литературы) или их интеграцию.
Непрерывная образовательная деятельность организуется и проводится
педагогом в соответствии с образовательной программой дошкольного
образования МАОУ «ООШ № 5».
Занятия проводятся с детьми всех возрастных подгрупп детского сада. В
режиме дня подгруппы определяется время проведения занятий в соответствии с
Санитарными требованиями. В зависимости от возраста детей, педагогической
цели, материально-технического обеспечения группы, профессионального
мастерства педагога, они могут быть организованы фронтально, подгруппами или
индивидуально.
Программа нацелена на целостное развитие детей всех категорий в период
до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.
Основная образовательная программа дошкольного образования МАОУ
«ООШ № 5» является открытым документом, что позволяет ежегодно вносить
необходимые коррективы.
Уровень развития детей анализируется по итогам педагогической
диагностики.
Формы проведения диагностики:
- диагностические занятия
- игры
- наблюдения, итоговые занятия.
Используются диагностические карты освоения образовательной программы
дошкольного образования МАОУ «ООШ № 5». Карты включают анализ уровня
развития целевых ориентиров детского развития и качества освоения
образовательных областей.
Результаты качества освоения ООП МАОУ «ООШ № 5»
в 2022-2023 учебном году:
Диагностика детского развития освоения интегративного качества:
«Овладевший необходимыми умениями и навыками в ДОУ» за 2022-2023
учебный год показал следующие результаты (среднее, в %):
ОО
1. «Речевое
развитие»
2. «Познавательное
развитие»
3.«Физическое
развитие»
4. «Социальнокоммуникативное
развитие»
5. «Художественноэстетическое
развитие»
Итог
(среднее
значение):
Начало учебного года
Конец учебного года
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень уровень уровень уровень
2
74
24
6
84
10
9
79
12
12
80
8
5
71
24
21
70
9
2
76
22
32
59
9
1
82
17
28
63
9
4
76
20
71
9
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Начало учебного годаКонец учебного года
20
Высокий уровень
освоения ООП ДО
Средний уровень
освоения ООП ДО
Низкий уровень
освоения ООП ДО
Анализ психолого-педагогических условий реализации ООП ДО.
Особое внимание уделяется психолого-педагогическим условиям в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физически,
интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе
освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими
специфику каждой образовательной области.
Повышению качества образовательной работы с детьми способствует
рационально организованная развивающая среда, создающая условия для
совместной деятельности детей и педагога и позволяющая варьировать способы и
формы организации их жизнедеятельности.
Посещение нерегламентированной деятельности и образовательных
ситуаций педагогов показало, что воспитатели создают и поддерживают
доброжелательную атмосферу в группе, что способствует установлению
доверительных отношений с детьми:
- общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо;
- поддерживают доброжелательные отношения между детьми;
- голос взрослого не доминирует над голосами детей, в
группе
наблюдается
естественный шум;
- взрослые не прибегают к негативным дисциплинарным методам, которые
обижают, пугают или унижают детей;
- в индивидуальном общении с ребенком выбирают позицию «глаза на одном
уровне»;
- учитывают потребность детей в поддержке взрослых;
- чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их возрастные и
индивидуальные особенности;
- уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями;
- при коррекции поведения детей чаще пользуются поощрением, поддержкой,
чем порицанием и запрещением.
При организации образовательного процесса (партнерской деятельности
взрослого с детьми) реализуются тезисы Н.А.Коротковой:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и
дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Анализ просмотренной образовательной деятельности показал, что педагоги
владеют методикой дошкольного образования и воспитания, приемами
взаимодействия
с
детьми,
прослеживается
личностно-ориентированное
взаимодействие с детьми.
Много внимания уделяется формированию предпосылок учебной
деятельности дошкольников, логического мышления, сообразительности. В
процессе
образовательной
деятельности
наблюдался
положительный
эмоциональный фон, партнерские взаимоотношения детей и взрослых за счет
использования игры, внесения новых заданий, использования мультимедийной
системы, заданий повышенной трудности, сюрпризных моментов и т.п.
Педагоги постоянно изучают и используют в своей профессиональной
деятельности
современные
образовательные
технологии,
включая
информационные
образовательные ресурсы, современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения,
занимаются самообразованием.
Созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий,
активности детей. Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в
соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное,
комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального
состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию
развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять
среду своих занятий и увлечений.
Педагог стремится к тому, чтобы материал каждой образовательной
деятельности содержал новые элементы, был доступен и интересен детям.
Для успешного усвоения программного содержания систематически
предусматривают не только сообщение нового материала, но и повторение,
закрепление, самостоятельное использование детьми полученных представлений.
Педагоги в своей работе решает следующие задачи:
— учет в своей деятельности с детьми возможности развития каждого возраста;
— развитие индивидуальных особенностей ребенка;
— создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду;
— оказание своевременной педагогической помощи, как детям, так и их
родителям;
— подготовка детей к школьному обучению.
Формирование профессионального взаимодействия педагога с детьми
дошкольного возраста основывается на:
субъектном отношение педагога к ребенку;
индивидуальном подходе;
учете зоны ближайшего развития ребенка;
мотивационном подходе;
доброжелательном отношении к ребенку.
Образовательный процесс включает как совместную деятельность взрослого
с детьми, так свободную самостоятельную деятельность воспитанников.
Выводы:
Педагоги показали хороший уровень проведения мероприятий, качество и
построение образовательной деятельности соответствует требованиям ФГОСДО.
Уровень педагогической культуры и профессионального мастерства
воспитателей, организация методической работы, позволяют осуществлять
эффективную работу по реализации ФГОС ДО.
Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения
педагогического процесса в ОУ, выступает создание условий, направленных на
полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального
благополучия.
Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми
дошкольного возраста основывается на субъектном отношении педагога к ребенку,
индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка,
мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку.
Анализ предметно-пространственной развивающей среды МАОУ «ООШ № 5».
Детский сад размещен на отдельной огражденной территории. Территория
детского сада озеленена, имеет функциональные зоны, освещена. Зона застройки
включает основное здание детского сада, хозяйственной постройки, котельной. На
игровой территории установлены малые архитектурные формы, спортивное
оборудование для активной деятельности детей во время прогулок. На
прогулочных участках детского сада расположены веранды, игровые модули,
цветники.
Дети находятся в постоянном сопровождении педагогического персонала.
На территории ОУ 4 игровые прогулочные площадки на территории ОУ. На
площадках расположены: крытые односторонние веранды, песочницы, лестницы
для лазания, полукруглые лестницы для балансировки и подлезания, оборудование
для сюжетно-ролевых игр на улице.
Развивающая предметно-пространственная среда МДОУ представлена:
- 3 групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны.
В групповых помещениях создана здоровьесберегающая среда в соответствии с
возрастными особенностями детей и способствующая активизации двигательной
деятельности детей в режиме ДОУ. Предметная среда всех помещений оптимально
насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида
деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее
процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. Педагоги
активно используют элементы трансформируемой среды:
- логопедический кабинет, оснащенный дидактическим материалом, для
коррекции речевых нарушений и самостоятельной речевой деятельности детей;
- музыкальный зал;
- спортивный зал, включающий в себя шведскую стенку и необходимый
спортивный инвентарь;
- тренажерный зал;
- медицинский
кабинет,
объединенный
с
процедурной,
оснащенный
необходимым медицинским оборудованием и медикаментами.
Оборудование на территории и в здании ДОУ сертифицировано, установлено
в соответствии с правилами, закреплено и безопасно для детей.
Группы раннего возраста оснащены сенсорным центром со световым
песочным столом, дидактическими игрушками и пособиями различной фактуры и
материалов, шнуровками, атрибутами для музыкальных игр.
Выводы:
Развивающая
предметно-пространственная
среда
образовательного
учреждения и групповых помещений построена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования и
соответствует действующим санитарным нормам и правилам. Оборудование
отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим
педагогическим и эстетическим требованиям.
Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации
ООП ДО основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них
является игра.
Созданы условия для организации образовательного процесса. В групповых
помещениях имеется разнообразная атрибутика, дидактический материал,
наглядные пособия. Созданы также условия для игровой и театрализованной
деятельности, речевого развития, экологического воспитания, познавательной
деятельности дошкольников.
Анализ кадровых условий реализации ООП ДОУ.
МАОУ «ООШ № 5» укомплектовано квалифицированными кадрами, в том
числе
руководящими,
педагогическими,
учебно-вспомогательными,
административно-хозяйственными работниками.
Педагогический коллектив насчитывает 78человек, в том числе учительлогопед, музыкальный руководитель, педагог - психолог.
В течение 2022-2023 учебного года педагоги активно повышали уровень
квалификации, обучаясь на КПК, участвуя в семинарах и вебинарах. За 2022-2023
учебный год квалификацию повысили:
- на тему «Современные формы взаимодействия с родителями (законными
представителями) в соответствии с ФГОС ДО» – 2 человека;
- на тему «Организация обучения детей с ОВЗ» – 1 человек;
- на тему «Основы робототехники и LEGO-конструирование для детей
дошкольного и младшего школьного возраста» – 1 человек;
- на тему «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми
дошкольного возраста» – 1 человек;
- на тему «Использование игровых пособий в обучении (блоки Дьенеша, палочки
Кюизенера, круги луллия, ментальные карты Бьюзена)» – 1 человек.
Участие во Всероссийских, региональных, районных
профессиональных конкурсах, акциях для детей и педагогов:
Информация об участии в конкурсах представлена по ссылке
https://school5.uralschool.ru/?section_id=144
Выводы:
Основной целью работы ДОУ является достижение высокого качества
образовательных услуг за счет совершенствования ресурсного обеспечения
образовательного процесса (повышение профессиональной компетентности
педагогов
МДОУ, укрепление межведомственных связей учреждения,
совершенствование предметно-развивающей среды, организации образовательного
процесса в режиме развития).
Кадровая политика МДОУ направлена на развитие профессиональной
компетентности педагогов и личностно-ориентированного подхода к сотрудникам,
учитываются профессиональные и образовательные запросы, созданы все условия
для повышения профессионального уровня и личностной самореализации.
В 2023-2024 учебном году необходимо продолжать создание достойных
условий для педагогической деятельности, повышения профессионального уровня,
профессиональной и творческой самореализации посредством расширения спектра
применяемых технологий работы с кадрами и повышения квалификации: в том
числе ИКТ- технологий (участие педагогов в онлайн-конференциях, вебинарах и
др.)
Анализ материально-технических условий реализации ООП ДОУ.
Финансовое обеспечение ООП ДОУ.
Материально-техническая база реализации ООП ДО соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда
работников ДОУ.
Кабинет старшего воспитателя
Медицинский кабинет, процедурная, оснащены по требованиям СанПиН
Пищеблок: горячий цех: пароварочно-конвективный аппарат электрический
кухонный, 2 электроплиты, холодильник, электромясорубки - 2 штуки, машина
овощерезательно-протирочная, котел пищеварочный электрический, весы
электронные
настольные
многодиапозонные,
холодный цех: кладовая пищеблока - морозильный ларь - 1 штука, шкаф
холодильный, весы электронные общего назначения.
Прачечная 1 стиральная машина автомат, центрифуга электрическая,
гладильная комната - машина гладильная электробытовая, утюг паровой
электрический
Методический кабинет: оснащен средствами оргтехники.
Логопедический кабинет.
Музыкальный зал: оснащен мультимедийными средствами
Групповые комнаты - 3
Спальни – 3
Учебный класс.
Физкультурный зал.
Тренажерный зал.
Технические помещения: щитовая (распределительный щит, электрический
счётчик), болерная (узел учета тепловой энергии и теплоносителя и гвс)
Служебные постройки (склад, подвал, беседки - 4 штук)
Спортивная площадка - оснащена малыми спортивными металлическими
конструкциями
Квалифицированное медицинское обслуживание (профилактическая работа
вирусных заболеваний, санитарно-просветительская работа, контроль питания в
ДОУ, соблюдение САНПинов).
Выводы:
Административно-хозяйственная деятельность ДОУ направлена на создание
условий соответствия лицензионным программам, требованиям к развивающей
среде, а так же ожиданиям
и
потребностям
детей,
родителей,
воспитателей, специалистов. Согласно требованиям ДОУ наполнено кухонным,
прачечным,
физкультурным,
техническим
оборудованием,
мебелью,
дидактическим и игровым материалом.
Анализ деятельности детского сада за 2022-2023 учебный год показал, что
учреждение имеет стабильный уровень функционирования:
- приведена в соответствие нормативно-правовая база;
- наблюдаются положительные результаты освоения детьми образовательной
программы;
-формируется сплоченный творческий коллектив.
Для соответствия требованиям ФГОС ДО необходимо дополнить
методический
кабинет
дидактическими
материалами
по
различным
образовательным областям, приобрести методическую литературу в соответствии с
обновлениями программы ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.
Удовлетворённость родителей качеством организации образовательного
процесса в МДОУ.
В 2022–2023 учебном году педагоги структурировали и эффективно
осуществляли взаимодействие с родителями с целью создания единой команды
педагогов и родителей для обеспечения непрерывности и качества дошкольного
образования в ДОУ и семье. При этом решались следующие задачи:
повышение педагогической культуры родителей;
приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение
наиболее эффективных форм работы.
Педагоги в работе с семьей использовали анкетирование, консультации,
информационный уголок, привлечение родителей к активному участию в жизни
группы и детского сада (праздники, организация выставок творчества, участия в
конкурсах, смотрах, помощь в покраске уличного оборудования, расчистке
снега). Активно привлекались родители к совместной деятельности:
выставки детско-родительского творчества к Новому году;
организация, подготовка патриотических акций к Дню Победы;
участие в экологических акциях;
подготовка к праздникам «8 Марта», «День защитника Отечества».
Не менее важным направлением в работе дошкольного учреждения было
сотрудничество детского сада с семьёй по вопросам приобщения семей к
здоровому образу жизни.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским садом,
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
ребенка».
В детском саду сложилась система мероприятий с родителями. В основе этой
системы - изучение контингента родителей, педагогическое просвещение,
информирование родителей, включение родителей в образовательный процесс,
привлечение родителей к участию в реализации образовательной программы ДОУ,
руководству дошкольным образовательным учреждением. Ежегодное изучение
мнения родителей о качестве образовательной деятельности ДОУ позволяет нам
видеть сильные стороны образовательной деятельности и выделять стороны,
требующие корректировки и улучшения.
По результатам анкетирования в конце учебного года
72% родителей удовлетворены качеством дошкольного образования в ДОУ,
уточняя его содержательные характеристики.
24 % родителей качеством дошкольного образования удовлетворены частично
4 % неудовлетворены.
Также, в результате опроса «Качество здоровьесберегающей среды в ДОУ»
72% отметили необходимость создания на
территории
ДОУ
современной
оснащенной детской спортивной площадки.
Родители воспитанников, посещающих группы младшего и раннего
возраста приняли участие в опросе о качестве адаптации детей:
80 % удовлетворены действиями педагогов в период адаптации их ребенка;
20 % справились с помощью воспитателя с возникшими трудностями.
Используются следующие формы работы с родителями:
проведение родительских собраний, консультаций (в том числе дистанционно);
педагогические беседы (индивидуальные и групповые);
совместные мероприятия, труд;
выставки детских работ;
папки-передвижки, информационные стенды, анкетирование.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в ДОУ
необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений
с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности
дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В течение 2022-2023 учебного года педагоги использовали различные формы
работы, направленные на вовлечение родителей в образовательный процесс:
проводили индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания,
оформляли информационные стенды, привлекали родителей к организации
выставок детского творчества, приглашали родителей на детские концерты и
праздники, создание памяток, интернет - журналов, переписка по электронной
почте. В детском саду проводилось анкетирование родителей,
создавалось
информационное пространство по проблеме педагогического процесса в группах.
Выводы:
Необходимо в новом учебном году, продолжать работу с родителями
(законными представителями) по информированию работы сайта ДОУ, приобщать
родителей к участию в образовательном процессе ДОУ, продолжать проводить
ежегодные мониторинговые исследования «Мнение родителей (законных
представителей) обучающихся о качестве образовательного процесса» со 100%
опросом.
Результаты мониторинговых исследований показывают, что по сравнению с
прошлым учебным годом активность родительской общественности значительно
повысилась. Современные родители не только предъявляют высокие требования к
качеству образовательных и жизнеобеспечивающих услуг, но и стремятся сами
участвовать в образовательном процессе ДОУ.
Не значительный процент родителей остается с потребительским
отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным
отношением к участию в мероприятиях и в управлении МДОУ.
Анализ адаптации детей к условиям ДОУ.
С момента поступления ребенка в группу раннего возраста старший
воспитатель совместно с воспитателями группы осуществляли наблюдение за
протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению.
Параметрами наблюдения стали следующие категории:
эмоциональное состояние (настроение);
аппетит во время завтрака, обеда, полдника;
характер сна и длительность засыпания;
проявления активности в игре, на занятиях, в речи;
взаимоотношения с детьми;
взаимоотношения со взрослыми.
Было проведено анкетирование родителей и оформление листов адаптации
на каждого ребенка.
На протяжении всего периода адаптации для детей были созданы
благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно –
развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, организованная
игровая деятельность.
Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия:
индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей;
консультации по организации режима дня в период адаптации;
рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации.
Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по
любым интересующим вопросам у воспитателя, учителя-логопеда, педагогапсихолога.
- У 80% (4 детей) адаптация проходила в легкой форме, т.е. эти дети почти не
болели и адекватно вели себя в коллективе.
- У 20% (1 ребенок) острая фаза адаптационного процесса проходила в степени
средней тяжести, наблюдались признаки стресса: страх, упрямство, плаксивость,
капризность, нервозность. Но по истечению 1,5-2-х месяцев поведение
нормализовалось, самочувствие улучшилось.
80
60
40
20
0
Series1
Для того чтобы дети легче прошли адаптацию, педагоги прилагали
максимум усилий. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход.
Некоторое время дети посещали группу со своими любимыми игрушками,
педагоги использовали занимательные дидактические игры, шумовые игрушки,
кукольный театр, пальчиковые игры, музыкотерапию. С воспитателями
проводились беседы, давались рекомендации по облегчению процесса адаптации к
ДОУ. В родительских уголках размещалась информация для родителей по теме
адаптации.
Организация коррекционной работы.
В детском саду существует логопедический пункт на основании Положения
о логопедической помощи в МАОУ «ООШ № 5», который обеспечивает качество
коррекционной работы по устранению недостатков в звукопроизношении. На
основании логопедического обследования составлены речевые карты детей.
Составлено перспективное планирование по речевому развитию детей. Составлены
АОП логокоррекционного воздействия для обучающихся с ОВЗ. Формы
логокоррекционной работы носят как индивидуальный, так и подгрупповой
характер в соответствии со структурой дефекта.
В соответствии с поставленными годовыми задачами ДОУ и их реализации:
Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у
детей и организация профилактики речевых нарушений.
Задачами коррекционного обучения на логопункте ДОУ на 2022-2023
учебный год явились:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие
фонематического слухового восприятия;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,
сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских
учреждений, школы, ПМПК.
На начало учебного года 24 нарушения звукопроизношений, на конец года –
10 нарушений звукопроизношения, что показало положительную динамику
сформированности
звукопроизношения
у
всех
детей,
получающих
логопедическую помощь.
На логопедическом учёте в МАОУ «ООШ № 5»» состоят - 10 человек (на
конец 2022 – 2023 учебного года).
Все дети, нуждающиеся в коррекционной помощи взяты на учёт, родители
приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по
графику работы для определения дальнейшего маршрута.
Документация:
В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической
помощи была оформлена следующая документация:
- график работы и циклограмма рабочей недели;
- список детей, имеющих нарушения в развитии устной речи и зачисленных
на логопедические занятия.
- расписание индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;
- речевые
карты
и
индивидуальные
планы
коррекции
нарушений
звукопроизношения на каждого ребёнка;
- годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей
работы на 2022- 2023уч.год;
- календарно-тематическое планирование коррекционной работы;
- журнал посещаемости детей;
- индивидуальный коррекционный план логопедической помощи на каждого
воспитанника, посещающего логопедический пункт;
- журнал обследования и динамики развития компонентов речевой системы детей,
занимающихся в логопедической группе.
Цель и задачи на следующий 2023-2024 учебный год:
Цель – формирование воспитательной среды, способствующей максимально
полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников,
предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
Задачи:
- диагностическая – динамическое наблюдение и педагогический контроль за
состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление неблагополучных
тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и правильная классификация;
мониторинг состояния речевого развития детей, ранее посещавших логопункт ДОУ
- 10 чел.
- профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам детского
сада в
нормальном речевом развитии;
- коррекционная – своевременное полное или частичное устранение (сглаживание)
имеющихся у детей недостатков речи; разработка индивидуальных программ
логопедической помощи для вновь поступивших детей на логопункт;
- консультативная – привлечение родителей и педагогов к активному в процессе по
преодолению речевых дефектов у детей; создание условий для сознательного
включения родителей в коррекционный процесс.
Таким образом, проанализировав коррекционно-логопедическую работу за
период 2022-2023 учебного года можно сделать вывод, что поставленные задачи
реализованы. Образовательный процесс и коррекционно-логопедическая работа в
2022-2023 учебном году строились в соответствии с диагностикой, коррекцией и
профилактикой отклонений в речевом развитии. Работу учителя-логопеда в
МАОУ «ООШ № 5» за прошедший учебный год можно признать результативной
и удовлетворительной. По всем направлениям велась планомерная работа по
оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. Поставленные задачи в начале
учебного года в общей сложности решены, намеченные цели достигнуты.