Программа дополнительного образования "Творчество мастеров"

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
программы…………………………………….….………………………………..3
1.1. Пояснительная записка……………………………...…….……………3
1.2.Цель и задачи программы………………………………….……............8
1.3. Содержание программы…………………………………...……..……..9
1.4. Планируемые результаты………………………………….………….25
2.Методическое обеспечение образовательной программы………….………28
3. Список литературы …………………………………………………….…….30

1.Комплекс
основных
общеобразовательной программы

характеристик

дополнительной

1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Творчество мастеров»
разработана для обучающихся 1-4 классов и реализуется на основе следующих
документов:
1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2. Образовательная программа дополнительного образования МАОУ «ООШ
№ 5»
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники
творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Одна из задач образования - помочь ребенку открыть самого себя.
Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот
мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: листке,
травинке, камушке, кусочке ткани, перышке.
Творчество, является неотъемлемой характеристикой современного
образования. Оно рассматривается как непременное условие успешной
самореализации личности, которое позволяет наиболее эффективно проявлять
себя в обществе. Формированию мышления у детей, навыков
исследовательской деятельности и изобретательской работы, конечно же,
способствует творческая деятельность.
Чем раньше дети будут вовлекаться в творческую деятельность, тем
лучше: у них будет развиваться гибкость мышления и пытливость ума,
способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для
человека с развитым интеллектом.
Становясь старше, у ребёнка появляется больше собственных
представлений о том, чем он хочет заниматься. У одних детей могут быть
явные способности, другие хотят посещать кружки за компанию с друзьями.
Занятия в кружке для подростков даже могут перерасти в профессию. Все это
заслуживает поддержки со стороны педагога.
Работа в кружке расширяет кругозор учащихся, повышает общую
культуру, позволяет выявить способности и таланты, приучает к труду.
Направленность программы – художественная.
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной
по набору техник работы с природным материалом, это помогает овладеть
основами разнообразной творческой деятельности, а также дает возможность
каждому воспитаннику открывать для себя мир декоративно-прикладного
творчества. Дает возможность проявлять и реализовывать свои творческие

способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни,
стимулирует творческое отношение к труду.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале
разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем
более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит
ознакомление с профессиями флориста, дизайнера, художника - оформителя,
художника, швеи. Воспитанники фантазируют, выражают свое мнение,
доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы,
развивают художественный вкус.
Программа «Творчество мастера» направлена на развитие творческих
способностей - процесс, который проходит все этапы развития личности
ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений,
привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку
возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития
творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной
творческой деятельности.
Мир природы является поистине волшебным. Каждая веточка, каждый
листочек таят в себе непередаваемое очарование. Но не только это
характеризует живую природу. Из материала, который она нам дарит, можно
сделать чудеса своими руками. Достаточно только увидеть, какая тайна кроется
в каждом листочке, и подарить миру чудо. Изучение отдельных видов
прикладного творчества привело к построению программы «Творчество
мастеров». Структура программы разработана с учетом возрастной психологии
детей и их интересов. Одним из средств эстетического воспитания
школьников, является искусство цветочной аранжировки. Трудно переоценить
воспитательное значение флористики, особенно для детей. Материалы,
используемые в программе для работы, природного происхождения.
Природа и культура - это диалектические противоположности. С одной
стороны, культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не
естественная среда обитания человека. С другой стороны, культура находится в
единстве с природой, поскольку в основе ее лежит природный элемент. К
этому следует добавить, что природа выступает предпосылкой и условием
существования культуры. Природная среда оказывает влияние на характер
занятий, способы деятельности человека, характер бытовой культуры,
своеобразие искусства. Экология в настоящее время является основой
формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в
отношениях человека с окружающей средой.
Экологическое воспитание неотъемлемая часть общего образования
детей. Именно поэтому в программе разработан раздел «Эко дизайн».
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в
возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления
изделий из разнообразных природных материалов.

Практическая значимость программы заключается в следующем:
в основе программы кружка лежит художественный фитодизайн, т. е.
конструирование из природного материала:
1. Художественная флористика, как аппликация из природного материала,
представляет собой картины, панно, пейзажи, орнаменты из засушенных
листьев, цветов, трав, мха, бересты, семян.
2. Аранжировка - это составление объемных композиций.
Особое назначение - это экологический стиль. Главная идея: все, что дарит
природа - бесценно.
Педагогическая целесообразность программы опирается на три группы
педагогических приёмов:
Организационные:
Хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает ребёнку
быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до
конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
Ценностные:
1. Проведение занятий на природе развивает наблюдательность, учит не только
смотреть, но и видеть и примечать подробности и детали, которые потом
отображаются на картинах.
2. Формирование уважительного отношения не только к своим, но и чужим
работам способствует усилению созидательного начала детей.
3. Групповые задания служат как для формирования навыков коллективного
творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей.
Содержательные:
Технология изготовления флористических картин по данной образовательной
программе основана на использовании необычных для аппликации материалов:
засушенные растения, листья, семена, перья, камушки и другие природные
материалы, а также вторичное использование пластиковых бутылок,
компьютерных дисков и другого бросового материала. Из этих материалов
дети создают настоящие картины, пейзажи, портреты. "Картины без кистей и
красок" называют такие произведения, т.к. традиционные краски - масляные,
акварель, гуашь - с успехом заменяет богатая палитра и разнообразная фактура
природного материала.
В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на
себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, дарить подарки «не так
как у всех». Стремление выглядеть и поступать неординарно вызывает у детей
желание изготовления собственных изделий. Это вызывает у окружающих
чувство восхищения, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У
детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в
кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться
поставленной цели. В возрасте 7-11 лет ребенок склонен к фантазиям и
воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети
могут создавать свои уникальные работы.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации
программы «Творчество мастера»: беседы, экскурсии, выполнение творческих
проектов и практические работы, мастер - классы для сверстников и взрослых.
Особенности
организации
образовательного
процесса: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая
предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для
изучения теоретического материала по темам и практические занятия с
индивидуальным подходом к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся
может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных
способностей и частоты посещения занятий).
Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:
краткое повторение пройденного материала;
знакомство с новой темой (технологией);
вводный инструктаж;
практическая работа;
уборка рабочего места.
В образовательной программе используются следующие формы занятий:
экскурсии и прогулки в лесопарковых зонах с целью сбора материала и
наблюдения за природой;
беседы, рассказы, объяснения;
показ технических приёмов;
демонстрация художественных альбомов, фотографий и готовых работ из
природного материала;
практическая работа;
мастер - классы для сверстников и взрослых;
экскурсии на выставки.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
•
объяснительно-иллюстративный;
•
репродуктивный;
•
частично-поисковый;
•
проектный;
•
исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового
материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала.
При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти
информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и
освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый
метод
используется
для
развития
самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Проектный
метод
используется
при
организации
научноисследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.

Особенности организации образовательного процесса: индивидуальная,
групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество
несколько человек по какой-либо учебной теме.
В процессе освоения программы используются комбинированные,
теоретические, практические, диагностические, типы занятий.
Занятия проводятся в различных формах, таких как: практическое
занятие, беседа, выставка, мастер-класс, презентация, консультация,
наблюдение, открытое занятие и т.д.

1.2.Цель и задачи программы.
Цель: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к
техническому и художественному творчеству.
Задачи:
1. Образовательные:
 Ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на
природном материале;
 Познакомить
учащихся с основными приемами и навыками
декоративной стилизации, фитодизайна, технологиями заготовки сырья,
сушки растений, составления композиций.
 Научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие
замыслы, идеи.
2. Развивающие:
 развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;
 формирование
и
развитие
культуры
труда,
воображения,
наблюдательности, мышления, художественного вкуса;
 формирование нравственной основы личности, повышение уровня
духовной культуры;
 развитие образного и логического мышления;
 развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор,
эстетический вкус, моторику рук, внимание.
3. Воспитательные:
 воспитание трудолюбия, аккуратности,
 бережное отношение к природе,
 целеустремленности, правильно оценивать работу своих товарищей.

1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№
Наименование темы

Количество
учебных часов
Всего ТеорияПракт
ика
1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
2
Раздел I. ИЗО.
30
2 Жизнь цвета, линии, пятна.
3
1
2
3 Какого цвета осень? Сбор даров природы (листьев, 3
1
2
цветов, трав, семян) для уроков художественного
труда.
4 История искусств. Жанры живописи: натюрморт, 1
1
пейзаж, портрет.
5 Стилизация. Декоративное рисование.
3
1
2
Дидактическая игра "Собери гусеничку".
2
1
1
6 Декоративный натюрморт
6
1
5
7 Красота родной земли в произведениях графиков. 3
1
2
Экспериментирование с графическими материалами.
Рисование с натуры крупных цветов (графические
материалы)
8 В сказочном подводном царстве. Тематическое 3
1
2
рисование (акварель)
9 Мы осенью готовимся к зиме. Декоративное 3
1
2
рисование . Варежка. Орнамент.
10 Воспитательная работа.
3
3
Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия
для отдыха и разрядки.
II. Работа с бумагой и картоном.
36
11 Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на
1
1
бумажную фабрику (с использованием
мультимедийных продуктов).

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

38

Основные рабочие операции с бумагой, картоном.
Шаблон, трафарет.
Складывание, сгибание. Резание, склеивание.
Архитектура в жизни человека. Презинтация
Конструирование из бумаги. Коробка
Знакомство с оригами. Кораблик, бабочка, лисичка
Апликация из геометрических тел.
Апликация из газет на темном фоне. Город.
«АЖУРНЫЕ ВЫТЫНАНКИ»
Рассказ о технике «вытынанки».
Тренировочные упражнения в прорезании бумаги
(линия, «капелька»).
Вырезание (бабочка, кленовый лист)
Мастер-класс «Вытынанки»
Самостоятельная работа по выбору ученика.
Воспитательная работа.
Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия
для отдыха и разрядки.
Раздел III. Флористика.
История флористики. Инструменты. Подготовка
материалов.
«Осенний букет» составление композиции.
Изготовление цветов «Собираемся на бал».
Гофрированная бумага.
Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке».
Аппликация из листьев.
Композиция «Березы».
Раздел IV. Работа с природным материалом.
Знакомство с разнообразием природного материала
и его использования в ДПИ.
Изготовление композиций из засушенных листьев.
Составление композиции «Животные нашего леса»
(коллективная работа).
Мозаика «Веселые узоры» (с использованием
семян, камешек, листьев).
Мастер-класс «Роспись камней акрилом».
Композиция из камней.
Воспитательная работа.
Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия
для отдыха и разрядки.
Раздел V. Аппликация из текстильных
материалов.
Беседа о разновидностях ниток.
Аппликации из нарезанных ниток.

2
3
2
1
3
3
3
3

1
1
1
1
1
1
1

1
2

1
1

3
3
3
3

12
1
3
2

1

1
2
1
2
2
2
3

1
3
2
3

3

1
1

2
2

3

3

3
18
1

3
1

3
3

1

2
3

3

1

2

2
3
3

1
1
3

1
2

1

2

12
3

39 Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж
«Времена года».
40 Аппликация из ткани. «Кошка».
Раздел VI. Аквагрим.
41 Вводное занятие. Понятие аквагрим . История
42 Приемы нанесения Аквагрима
43 «Мы и творчество»
44 «Морозные узоры»
45 «Новогодние персонажи»
46 «Новогодние маски»
Раздел VII. Работа с тканью
47 Знакомство с профессией дизайнера.
48 Техника безопасности. Введение в
материаловедение.
49 Ручные стежки и строчки
50 Элементы вышивки, аппликации.
51 Лоскутная аппликация
«Домик в деревне»
(коллективная)
52 Знакомство с журналами мод
53 Одежда для кукол, подбор ткани, ниток для
выбранной работы
54 Работа с выкройками. Правила кроя, раскрой одежды
для кукол
55 Пошив вручную одежды для кукол
Раздел VIII. Эко дизайн.
56 Как решить проблему отходов, что можно
использовать в работах. Презентация.
57 Поделки из бросового и природного материала
58 Панно из апельсиновой кожуры
59 Композиция «Осеннее дерево»
60 Макет «На лугу»
Раздел IX. Коллаж.
61 Вводное занятие по теме «Коллаж». Вводное занятие
по теме «Коллаж».
62 Коллаж из цветной бумаги «Закат».
63 Коллаж из глянцевых журналов «Пейзаж»
64 Коллаж из газетной бумаги «Вечерняя улица»
65 «Коллаж из кожи и ткани» «Золотая рыбка».
Раздел X. Обработка металла – чеканка.
66 История возникновения чеканки.
Виды художественной обработки металла.
67 Выбор материала и заготовка пластины.
68 Разработка и нанесение рисунка
69 Гравировка изделия.

6
3
15
1
2
3
3
3
3
22
1
1
1
1
6

1

5
3

1
1
1
1

1
3
2
2
3

1
1

1

1
1
5

1
2

1

1
1

3

1

2

6
21
1

6
1

5
3
3
9
21
1

1

5
6
3
6
15
1

1
1

3
5
3

1
1

1

4
3
3
8

1

1

4
5
3
5

1
2
4
3

70 Воспитательная работа.
Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия
для отдыха и разрядки.
Общее количество часов:

3

3

204

57

147

Тема 1.1 Вводное занятие. 2 часа
Теория: Инструктаж. Правила поведения.
Практика: Обсуждение программы на год. Повторение пройденных
материалов. Творческая работа на тему «Я – художник».
Раздел I. ИЗО 30 часов.
Тема 1. Жизнь цвета, линии, пятна. 3 часа
Теория. Понятия цвет, линия, пятно. Как с помощью них можно нарисовать
картину. Техника трафарета.
Практика. Творческая работа «Осенний лес», «Осенние листья»: листья
рисуют с помощью трафаретов, используя теплые цвета. Прорисовка деталей с
помощью линий, пятен. Учимся у мастеров. Тематическая композиция на
подражание. Знакомство с техникой трафаретов, набрызга.
Тема 2. Какого цвета осень? Сбор даров природы (листьев, цветов, трав,
семян) для уроков художественного труда. 3 часа
Теория: Экскурсия. Урок беседа. Приметы осени , краски, осенние
пейзажи, красота природы, чтение стихов и т.п.
Практика: Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян)
Тема 3. История искусств. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет.
1 час
Теория: Натюрморт, пейзаж, портрет. Сравнение . показ слайдов.
Практика: Рассматриваются жанры живописи: бытовой жанр, исторический
жанр, библейские сюжеты.
Тема 4. Стилизация. Декоративное рисование. 3 часа
Теория: Стилизация – что это? Педагог знакомит с понятием «стилизация»,
«стилизованный натюрморт», пластилинография, различными техниками
печати.
Практика:
На примере образцов готовых стилизованных работ, дети
стилизуют простейшие растительные формы, натюрморт. Материал,
используемый в работе; гуашь, маркер.
Тема 5. Дидактическая игра "Собери гусеничку". 2 часа
Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из
холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого
светлого.
Тема 6 . Декоративный натюрморт. 6 часов
Теория: Стилизация ,«стилизованный натюрморт»
Практика:
На примере образцов готовых стилизованных работ, дети
стилизуют натюрморт. Выполняют творческое задание на создание
декоративного натюрморта. Материал, используемый в работе; гуашь, маркер.

Тема
7.
Красота
родной
земли
в произведениях
графиков.
Экспериментирование с графическими материалами. Рисование с натуры
крупных цветов (графические материалы). 3 часа
Теория:
Беседа. Что такое графика. Материалы работы. Сравнение
живописи и графики. Произведения графиков(слайды). Упражнения и приемы.
Практика: Выполнение работы. Рисование с натуры крупных цветов
(графические материалы).
Тема 8.
В сказочном подводном царстве. Тематическое рисование
(акварель). 3 часа
Теория: Восприятие и анализ картин Анри Матисса «Красные рыбы» и
Питаева Валерия Леонидовича «Натюрморт с рыбами». Знакомство с понятием
«цветовой контраст» в живописи, понимание его функции.
Последовательность выполнения рисунка.
Практика: Выполнение работы. Подводное царство. Акварель.
Тема 9. Мы осенью готовимся к зиме . Декоративное рисование . Варежка.
Орнамент (карандаш, ручка, гуашь). 3 часа
Теория:
Понятие орнамент, показ образцов.
Учитель объясняет
последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах. Цветные
карандаши, гуашь.
Практика: На примере образцов готовых работ ,дети выполняют творческое
задание. Варежка.
Тема 10. Воспитательная работа.
Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия
для отдыха и разрядки. 3 часа
Посещение тематических выставок в краеведческом музее и музее прикладного
искусства.
II. Работа с бумагой и картоном. 36 часов
Тема 1. Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную
фабрику (с использованием мультимедийных продуктов). 1 час
Теоретическая часть.
Дать общие сведения о бумаге, её видах и свойствах (толщина, цвет,
прочность).
Тема 2. Основные рабочие операции с бумагой, картоном. 2часа
Теоретическая часть.
Знакомство с инструментами для работы с бумагой и картоном в
макетировании, правила безопасности работы с ними, вырезания из
картона и бумаги с помощью ножниц и канцелярского ножа.
Практическая часть.
Изготовление поделок на свободную тему с целью выявления умений,
навыков и интересов учащихся. Игры с поделками.
Тема 3. Шаблон, трафарет.3 часа
Теоретическая часть.
Использование шаблонов. Дополнение деталей, изготовленных по
шаблону, деталями, изготовленными самостоятельно.
Практическая часть.

Изготовить поделку «Домик» с использованием деталей, изготовленных
самостоятельно (труба, крыльцо и т.д.).
Тема 4. Складывание, сгибание. Резание, склеивание.2 часа
Теоретическая часть.
Знакомство с основными операциями работы с бумагой, картоном
(складывание, сгибание). Знакомство с операциями склеивания, разрезания,
фальцевания.
Практическая часть.
Изготовление цветка путем складывания бумаги.
Изготовление открытки с сюрпризом с использованием операций резания,
склеивания, фальцевания бумаги и картона.
Тема 5. Архитектура в жизни человека. Презентация. 1 часа
Теоретическая часть.
Беседа на тему «Дома служат человеку».
Экскурсия, с помощью презинтации, по улицам города с целью изучения
архитектурных сооружений, встречающихся на улицах.
Практическая часть.
Обсуждение увиденного, рисование понравившегося объекта.
Тема 6. Знакомство с оригами. 3 часа
Теория: Виды оригами. Презинтация.
Практика: Изготовление кораблика, бабочки , лисички.
Тема 6. Изготовление коробки. 3 часа
Теория: Правила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых
углов. Развертка объемного изделия. Получение и построение
прямоугольной развертки. Упражнения в построении прямоугольных
разверток. Связь образа и конструкции с назначением изделия.
Практика: Изготовление коробки.
Тема 9. Апликация из геометрических Фигур. 3 часа
Теория: Подбор картона, цветной бумаги для работы. Обводка шаблонов,
вырезание. Расположение на картоне фигур по образцу.
Практика: Изготовление аппликации ,мальчика или девочки .
Тема 10. Аппликация из газет на темном фоне. Город.3 часа
Теория: Композиционное построение картины. Виды используемых
материалов.
Практика: Творческая работа.
«АЖУРНЫЕ ВЫТЫНАНКИ»
Тема 11. Рассказ о технике «вытынанки». 1час
Теория: просмотр творческих работ
- видеоролик « История вытынанки»
Тема 12. Тренировочные упражнения (линия, «капелька»).2 часа
Теория: учимся правильно пользоваться инструментами
Практика: Вырезаем шаблоны по тематики
Тема 13. Вырезание (бабочка, кленовый лист). 3 часа
Теория: учимся правильно пользоваться инструментами
Практика: Вырезаем шаблоны по тематики

Тема 14. Мастер-класс «Вытынанки». 3 часа
Последовательность выполнения вытынанки.
Начинают работу с эскиза, в котором необходимо выразить то, что
представляют увидеть в конце работы.
Намечают контуры согласно эскиза, затем вырезают, соблюдая рамки
выбранного контура. При этом закрытые участки определяют заранее, так
как они при вырезании удаляются. Если их нужно сохранить, то
продумывают элементы, способствующие их соединению.
Практическая часть
1. Показ изделия.
2. План работы.
3. Тренировочные упражнения в прорезании бумаги (линия, «капелька»).
4. Изготовление вытынанок .
Тема 15. Самостоятельная работа по выбору ученика. 3 часа
Практика: Самостоятельная работа, на свободную тему.
Тема 16. Воспитательная работа. Экскурсии, природоохранные акции.
Мероприятия для отдыха и разрядки. 3 часа
Дидактическая игра "Цветовой круг".
Воспитатель выкладывает на цветовой круг карточки с изображением
пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения
картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан, Шишкин,
Серов, Врубель, Грабарь и др.
Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается
назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку.
Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора
картины, ее название. Воспитатель может предложить детям по очереди
вращать стрелку.
Раздел III. Флористика. 12часов
Тема 1. История
флористики.
Инструменты.
Подготовка
материалов. 1 час
Теория: История флористики. Инструменты. Подготовка материалов.
Особенности засушивания цветов, хранение. Стили и техники. Коротко о
колорите.
Практика: Демонстрация приемов и видов флористики. Опрос.
Тема 2. «Осенний букет» составление композиции. 3 часа
Теория: Композиционное построение картины. Виды используемых
материалов.
Практика: Составление букета из предложенных природных материалов.
Тема 3. Изготовление цветов «Собираемся на бал». Гофрированная
бумага. 2 часа
Теория: Гофрированная бумага виды, приемы работы.
Практика: Демонстрация презентации «Искусство создания цветов».
Составление «сладкого букета» из гофрированной бумаги. Цветы: тюльпан,
роза, астра на выбор воспитанников. Коллективная работа.
Тема 4. Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке».

Аппликация из листьев. 3 часа
Теория: Плоскостная аппликация из листьев. Цветовые сочетания. Жанры
в изобразительном искусстве. Натюрморт, портрет, пейзаж.
Практика: творческая работа из природного материала (листьев).
Демонстрация примеров: «Девушка осень. Портрет», «Пушкинская осень.
Пейзаж», «Корзина фруктов. Натюрморт».
Тема 5. Композиция «Березы». 3 часа
Теория: Повторение изученного материала. Техника работы с природным
материалов. Компоновка, планы.
Практика: творческая работа из природного материала (листьев).
Композиция «Березы».
Раздел IV. Работа с природным материалом. 18 часов
Тема 1.Знакомство с разнообразием природного материала и его
использования в ДПИ. 1Час
Теория: Декоративно-прикладное искусство России. Виды и характерные
особенности. Знакомство с работами мастеров и умельцев народного
искусства. Инструменты и материалы. Подготовка материала к работе.
Практика: Демонстрация презентации: «Народные промыслы России»,
«Мастера родного края». Опрос.
Тема 2. Изготовление композиций из засушенных листьев. 3 часа
Теория: Как подготовить материал, сбор, сушка, выкраска. Техника
безопасности работы с ножницами, клеем, утюгом.
Практика: Составление композиции из засушенных листьев.
Применение шишек и каштанов.
Тема 3. Составление композиции «Животные нашего леса»
(коллективная работа). 3 часа
Теория: Работаем в команде. Правила поведения и работы с
инструментами. Стилизация животных. Техника ошибана, прессованная
флористика. Техника и приемы работы.
Практика: Составление композиции из природных материалов
«Животные нашего леса».
Тема 4. Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек,
листьев). 3 часа
Теория: Орнамент: растительный, геометрический. Понятие раппорт.
Стилизация растений.
Практика: Составление Мозаики «Веселые узоры».
Тема 5. Мастер-класс «Роспись камней акрилом». 2 часа
Теория:
Познакомить участников мастер-класса с декоративной
техникой росписи акрилом по камню. Рассказать о способах использования
этой техники на занятиях и в повседневной жизни. Дополнительные
способы декорирования камней.
Практика: Практическое занятие с участниками мастер-класса с
использованием данной техники.
Тема 5. Композиция из камней. 3 часа
Теория: Подбор материала. Составление композиции.

Практика: Составление композиции из камня и веток.
Тема 6. Воспитательная работа. Экскурсии, природоохранные акции.
Мероприятия для отдыха и разрядки. 3 часа
Сюжетно — ролевая игра «Цветочный магазин»
Теория: Беседа о цветах, какую роль играют цветы в жизни людей, для
чего нужны цветы, где их можно приобрести. Беседа о работе продавца,
флориста, курьера. Рассматривание иллюстраций цветов, комнатных растений.
Чтение художественной литературы, различные игровые ситуации,
индивидуальная работа.
Практика: Дети группируют растения по цвету, составляют красивые
букеты, выполняют соответствующие игровые действия.
Раздел V. Аппликация из текстильных материалов. 12 часов
Тема 1. Беседа о разновидностях ниток. Аппликации из нарезанных
ниток. 3 часа
Теория: Как появилась нить. Окрашивание. Изделия из нитей. Виды
аппликации из нитей.
Практика: Просмотр презентации «Аппликация из нитей».
Тема 2. Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».
6 часов
Теория: Повторение изученного материала и закрепление в практической
работе.
Практика: Работа над панно «Времена года». Сезон (лето, осень, зима, весна)
на выбор воспитанников. Техника смешанная.
Тема 3. Аппликация из ткани. «Кошка». 3 часа
Теория: Разновидности ткани. Правила и приемы работы. Фактура, текстура.
Стилизация животного (кошки).
Практика: Выполнение работы аппликация из ткани «Кошка».
Раздел VI. Аквагрим. 15 часов
Тема 1.Вводное занятие. Понятие аквагрим . История. 1 час
Теория: Знакомство с понятием « Аквагрим». История происхождения.
Техника безопасности.
Тема 2. Приемы нанесения Аквагрима. 2 часа
Теория: Просмотр видеофрагментов по нанесению красок на лицо.
Поэтапное нанесение, обучение, специфика. Грим разного плана. Зимний
грим, грим клоуна.
Практика: Техника нанесения аквагрима. Работа над мелкими деталями
рисунка.
Тема 3. «Мы и творчество» 3 часа
Практика: Самостоятельная работа. Выполнение изображения на
свободную тему.
Тема 4.«Морозные узоры» 3 часа
Теория: Знакомство с зимними узорами .
Практика: Отрисовка узоров на бумаге .
Тема 5.«Новогодние персонажи» 3 часа
Теория: Выбор образа заданной теме.

Практика: Изображение образа на модели.
Тема 6.«Новогодние маски» 3 часа
Теория: Выбор образа заданной теме.
Практика: Изображение образа на модели.
Раздел VII. Работа с тканью .22 чача
Тема 1. Знакомство с профессией дизайнер. 1 час
Теория: Профессия дизайнер. Разновидности профессии (дизайн одежды,
интерьера, ландшафта, эко дизайн, WEB-дизайнер, Фуд-дизайнер). История
профессии, особенности. Что делает дизайнер.
Практика: Просмотр презентации «Я в дизайнеры пойду». Опрос.
Тема 2. Техника безопасности. Введение в материаловедение.1 час
Теория: правила поведения учащихся. Оборудование рабочего места.
Необходимые принадлежности и материалы. Правила безопасности при
работе с утюгом, ножницами, иголками и булавками, при работе на
швейной машине. Решение организационных вопросов. Основные виды
тканей (хлопчатобумажные, шелковые, искусственные, шерстяные).
Применение этих тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон.
Определение направления нити основы (долевая) и утка (поперечная нить).
Тема 3. Ручные стежки и строчки .1 час
Теория: выполнение сметочных, стачных, копировальных, обметочных
стежков. Правила выполнения ручных работ. Правила безопасности труда
при работе с ручными инструментами.
Практика: выполнение ручных работ с наперстком.
Тема 4. Элементы вышивки, аппликации. 1 час
Теория: рассказ о применении аппликации и вышивки для оформления
швейных изделий.
Практика: изготовлении вышивки и аппликации
Тема 5. Лоскутная аппликация «Домик в деревне» (коллективная) .6
часов
Теория: Работа в команде. Правила безопасной работы с инструментами.
Аппликация плоскостная, объемная.
Практика: Коллективная работа над панно «Домик в деревне».
Разработка эскиза, перевод рисунка на основу, вырезание и приклеивание
деталей, оформление работы
Тема 6. Знакомство с журналами мод .1 час
Теория: развитие творческого воображения, художественного вкуса в
процессе обучения навыкам в области изготовления различных видов
одежды для кукол. Знакомство с выкройками, простейшими правилами
кроя, моделирования и пошива одежды.
Практика: понятие выкройки, как их снимать с журнала, как разложить
детали выкройки на ткань, как перенести линии выкройки на ткань, как
раскроить, как приступить к пошиву. Пошив вручную одежды для кукол.
Тема 7. Одежда для кукол, подбор ткани, ниток для
выбранной работы .2 часа

Теория: рассказ о возникновении и развитии одежды. История костюма.
Понятие
о
моде
и стиле.
Характеристика,
технологическая
последовательность операции обработки деталей.
Практика: зарисовка эскиза. Освоение элементарных навыков работы с
тканью, различными инструментами.
Тема 8. Работа с выкройками. Правила кроя, раскрой одежды для
кукол. 3 часа
Теория: просмотр журналов с выкройками.
Практика: приемы работы с тканью, перевод выкроек на ткань с учетом
долевой нити, припуски на швы, раскрой.
Тема 9. Пошив вручную одежды для кукол.6 часов
Теория: правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой.
Практика: сшивание деталей швом через край.
Раздел VIII. Эко дизайн. 21 час
Тема 1. Как решить проблему отходов, что можно использовать в
работах. 1 час
Теория: Что такое отходы, и какой они приносят вред природе. Отходы с
пользой. Вторая жизнь старых вещей.
Практика: Просмотр презентации «Вторая жизнь старых вещей». Опрос.
Как решить проблему отходов, что можно использовать в работах.
Тема 2. Поделки из бросового и природного материала . 5 часов
Теория: Последовательность изготовления поделки из карандашный
стружки. Наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций,
образцов изделий и т.п., беседа.
Практика: Изготовления поделки из карандашный стружки.
Тема 3. Панно из апельсиновой кожуры .3 часа
Теория: Подбор материала. Составление композиции.
Практика: Выполнение работы.
Тема 4. Композиция «Осеннее дерево». 3 часа
Теория: Подбор материала. Составление композиции.
Практика: Выполнение работы.
Макет «На лугу» .9 часов. Коллективная работа
Теория: Подбор материала. Составление композиции.
Практика: Выполнение работы.
Раздел IX. Коллаж. 21 час
Тема 1. Вводное занятие по теме «Коллаж». Вводное занятие по теме
«Коллаж». 1 час
Теория: Знакомство с понятием коллаж. С историей возникновения. С
видами и стилями коллажей. Используемыми материалами. Знакомство с
работами мастеров. Презентация.
Практика: «Проба пера». Составление коллажа из представленных
материалов.
Тема 2. Коллаж из цветной бумаги «Закат». 5часов
Теория: Виды бумаги. Правила подбора цветового решения. Способы
подготовки фона способом покраски кусочками поролона. Способы

выполнения стволов деревьев методом выдувания красок через трубочку.
Техника безопасности при работе с инструментами.
Практика: Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение стволов
деревьев способом выдувания. Обрывание кусочков цветной бумаги
приклеивание на стволы деревьев.
Тема 3. Коллаж из глянцевых журналов «Пейзаж». 6часов
Теория: Понятие пейзаж. Правила выполнения коллажа из глянцевых
журналов. Способы подбора рисунка и цветовой гаммы. Техника
безопасности при работе с ножницами. Правила работы с клеем.
Практика: Нанесение рисунка на основу. Вырезание деталей пейзажа из
журналов. Приклеивание деталей на основу. Художественное оформление.
Тема 4. Коллаж из газетной бумаги «Вечерняя улица» 3 часа
Теория: Знакомство с видами газетной бумаги. Правила выполнения
коллажа из газетной бумаги. Последовательность рисования и вырезания
деталей домов из газетной бумаги. Способы подбора фона
соответствующего вечернему времени суток. Последовательность
приклеивания деталей коллажа на основу.
Практика: Разработка рисунка улицы. Подбор бумаги по цветовой
гамме. Подготовка фона. Приклеивание деталей на фон. Оформление
композиции дополнительными элементами.
Тема 5. «Коллаж из кожи и ткани» «Золотая рыбка». 6 часов
Теория: Самостоятельная работа.
Практика: Разработка рисунка. Подбор материала. Подготовка фона.
Приклеивание деталей на фон. Оформление композиции дополнительными
элементами.
Раздел X. Обработка металла – чеканка. 15 часов
Тема 1. История возникновения чеканки. Виды художественной
обработки металла. 1 час
Теория: Виды
художественной
обработки
металла
(чеканка,
художественная ковка, гравирование). История возникновения чеканки.
Характерные отличия чеканных изображений у различных народов.
Практика: Просмотр презинтации.
Тема 2.Выбор материала и заготовка пластины. 3 часа
Теория:
Свойства
металла
для
чеканки.
Технологическая
последовательность чеканных операций.
Практика: Подготовка листа металла к чеканке.
Тема 3. Разработка и нанесение рисунка. 5 часа
Теория: Основные понятия о композиции, и ее закономерностях в
декоративно прикладном искусстве. Виды орнаментов, используемых в
художественной обработке металлов. Закономерности орнаментальных
построений. Понятие о ритмической и пластической композиции.
Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в
построении. Приемы стилизации реальных форм.
Разработка рисунка в масштабе 1:1.

Практика: Выполнение рисунка на тонкой бумаге. Использование
различных орнаментов. Нанесение рисунка на заготовку с помощью
копировальной бумаги и гуашевых красок
Тема 4. Гравировка изделия. 3 часа
Теория: Ручной инструмент для выполнения гравюры по металлу
(штихели) и их разновидности. Особенности инструмента. Приемы работы
различными
штихелями.
Способы
закрепления
и
удержания
обрабатываемого изделия. Выбор материала для гравирования.
Практика: Отделочные операции изделий: шлифование, полирование.
Полировка поверхности изделий вручную. Усадка на фанеру.
Тема 5. Воспитательная работа. Экскурсии, природоохранные акции.
Мероприятия для отдыха и разрядки. 3 часа
Подведение итогов работы за год. Итоговый мониторинг. Защита проектов.
Рекомендации на летний период.

1.4. Планируемые результаты
-целостными (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование);
когнитивными (знания, рефлексия Личностные результаты:
 готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, общественной активной личности, гражданской
позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового
образа жизни, которые представлены следующими компонентами:
мотивационнодеятельности); операциональными (умения, навыки);
эмоционально- волевыми (самооценка, эмоциональное отношение к
достижению);
 учебно – познавательного интерес к Декоративно-прикладному
искусству;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
 навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
 ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
 способность к самооценке на основе критерия успешности
деятельности;
 заложены основы социально ценных личностных и нравственных
качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к
делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим,
уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты:

 усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и
коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность
учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;
 развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности.
 выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания творческих работ.
 Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил
композиций, усвоенных способах действий;
 учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках,
планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности;
 адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
 навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания
образов посредством различных технологий;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе оценки и характере сделанных ошибок.
Предметные результаты:
 развитие интереса к предмету, включение в познавательную
деятельность,
 приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных
учащимися в ходе изучения предмета,
 уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность
человека;
 понимать образную сущность искусства;
 выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами
художественного языка;
 создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве.
 создавать средствами бумагопластики и природного материала
выразительные образы природы, человека, животного.
Обучающиеся должны знать/ понимать:
 бумагу, виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и
приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие
техник работ с бумагой (складывание, сгибание, вырезание,
скручивание, склеивание);
 жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
 Основы композиции, формообразования, цветоведения;
 особенности построения композиции, понятие симметрия на примере
бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы
интерьера;

 историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о
материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с
использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления
готовых работ;
 общие понятия построения объемно-пространственной композиции.
Понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия, стилизация, раппорт;
 понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс.
Цветовое и композиционное решение;
 понятие «оригами» и «Модульное оригами», их отличия.
Обучающиеся должны уметь:
• передавать в собственной художественно-творческой деятельности
специфику стилистики каждой изученной техники программы;
•
наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять,
производить
анализ
геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы,
использовать простые формы для создания выразительных образов;
• моделировать с помощью трансформации форм новые образы;
• понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного
мира
• называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
• выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью
приспособлений (шаблон, трафарет);
• выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными
инструментами: ножницы, канцелярский нож;
• выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных
инструментов: линейка, угольник, циркуль;
• выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей;
• наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
• подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных
особенностей изделия;
• добывать необходимую информацию (устную и графическую).
• анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления; •
определять основные конструктивные особенности изделий;
• подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей
и изделия в целом;
• соблюдать общие требования дизайна изделий;
• планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять
самоконтроль.

2. Методическое обеспечение образовательной программы
Разделы занятий:
1.ИЗО
2.Работа с бумагой и картоном
3.Флористика

4.Работа с природным материалом.
5.Аппликация из текстильных
материалов.
6.Аквагрим
7.Работа с тканью
8.Эко дизаин
9.Коллаж
10.Обработка металла- чеканка.
Дидактические игры, используемые при обучении школьников навыкам
художественного творчества:
Дидактическая игра "Собери гусеничку".
Дидактическая игра "Цветовой круг".
Сюжетно — ролевая игра «Цветочный магазин»
Дидактическая игра «Производство текстильных материалов»
Мастер- классы:
«Роспись камней акрилом».
«Вытынанка».
Дидактический материал: раздаточный материал, инструкционные и
технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и др.
находятся в кабинете изо и размещаются в отдельном шкафу, в
тематических папках;
Методы обучения применяемые при реализации программы:
словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный,
частично - поисковый, исследовательский, игровой; групповые и
индивидуальные методы обучения, коллективное творчество.
Классификация методов организации и осуществления учебнопознавательной деятельности.
1.словесные (рассказ, лекция, беседа);
2.наглядные (иллюстрация, демонстрация);
3.практические (подготовка рабочего места, рисование, уборка, иные
трудовые действия);
4.репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от
общего к частному);
5.методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога;
6.методы самоанализа и самооценки (рефлексия);
7. эвристический метод.
8. Формы обучения и виды занятий, применяемые при реализации
программы: учебные занятия, интегрированные занятия, мастер-классы,
индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Формы обучения и виды занятий, применяемые при реализации
программы:
лекции,
практические
занятия,
мастер-классы,
индивидуальные и групповые творческие проекты;
Иные компоненты
Оборудование:

Дидактические раздаточные и фронтальные наглядные пособия по темам
программы; шаблоны, образцы выполняемых работ, наглядное пособие,
репродукции.
Художественные материалы и инструменты: карандаши, ластики,
фломастеры, маркеры, гелевые ручки, контуры,; краски - акварельные,
аквагрим, гуашевые; клей ПВА, ножницы, резак; природный материалсухие листья, семечки, шишки, засушенные апельсины и т. д.; различные
виды белой и цветной бумаги, газеты, журналы, картон; ткань, разной
фактуры; метал, для чеканки.
Доска магнитная, магниты;
Ноутбук.

3. Список литературы
для педагога:
1.Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании
детей [Текст] : метод. пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В. Кондикова, И. А.
Костева ; под общ. ред. И. А. Костевой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –
36 с.
2.Азбука эффективных форм внеурочной деятельности [Текст] : слов.справ. / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –72 с.
3.Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный
учебник для начальной школы. – М.: «Аким», 1995 г.
4.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: «Литера»,
1997г.
5.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. СПб:
«Кристалл», 2002 г.
7.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. – СПб:
«Химия», 1995 г
8.Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.:
Феникс, 2013 г. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.:
Просвещение, 1992 г.
9.Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 г.
10.Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб: Детство-Пресс,
2007.
11.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство
«Скрипторий 2003», 2007
12.Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций,
М.: Айрис Пресс, 2004 г
13.Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
14.Миловский А. Песнь Жар-птицы. - М.: Искусство, 1987.
Москва. Просвещение. 1991г.
15.Некрылова А. Круглый год. - М.: Просвещение, 1991.

16.Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988
17.Задворная Т. Аранжировка цветов. - М.: Искусство, 1994.
18.Новикова Е. Вдохновение. - М.: Искусство, 1994.
19.Программы. Культура быта. - М.: Просвещение, 1986
20.Пропп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963.
21.Саркисова Л. Искусство букета. - М.: Искусство, 1970.
25.Субботина Т. Все хотят быть счастливыми. - М.: Просвещение, 1991.
22.Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987.
23.Юдин Г. Птица Сирин и всадник на белом коне. - М.: Детская
литература, 1991
для обучающихся:
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из
природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия
развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128
с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2006г.
5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2006г.
6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое
пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.:
Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
9. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо;
СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)
10. Ж. Юный художник. - М.: 1979 № 9, 1985 №8,10, 1988 №7.
11. Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
12. Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988.
13. Проп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963. Черней
Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987
14. Лаврентьев А. Н. История дизайна. - М.: 2006 г.
15. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. – М.: «Университет», 2000 г
Интернет ресурсы:
 http://nsportal.ru
 http://www.zavuch.ru
 http://pedsovet.su
 http://stranamasterov.ru/
 http://www.liveinternet.ru
 http://tvorchestvo.wordpress.com
 http://ejka.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».