ВД "В мире математики"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 5»
(МАОУ «ООШ № 5»)

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире математики»
(5 – 6 классы)
направление: общеинтеллектуальное

Составитель:
Перевалова Е.В.

г. Краснотурьинск, 2021

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «В мире математики» в
рамках

Основная

образовательная

программа

основного

общего

образования реализуется в соответствии с:
1.

Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».
2.

Концепцией

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3.

Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на

период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р).
4.

Письмом

Министерства

Образования

и

науки

Российской

Федерации от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной
деятельности

при

введении

федерального

государственного

образовательного стандарта общего образования».
5.

Письмом

Министерства

Образования

и

науки

Российской

Федерации от 14 декабря 2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ».
6.

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования

к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
7.

Программой развития МАОУ «ООШ № 5».

Программа курса внеурочной деятельности «В мире математики»
относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной
деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность

программы обусловлена

тем, что она

позволяет

устранить противоречия между:
 требованиями программы предмета «математика» и потребностями

учащихся в дополнительном материале по математике и применении
полученных знаний на практике;
 условиями

работы в классно-урочной системе преподавания

математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий
потенциал.
Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения –
развитие способностей ребенка и формирование таких универсальных
учебных действий, как: целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе
предусмотрено

значительное

увеличение

активных

форм

работы,

направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на
обеспечение понимания ими математического материала и развития
интеллекта,

приобретение

практических

навыков

самостоятельной

деятельности.
Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии
общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого
человека.
Цель курса внеурочной деятельности «В мире математики» – развитие
личности ребенка, его математических способностей, внимания, мышления,
памяти, воображения, мотивации к дальнейшему изучению математики.
Задачи:


части

формирование у обучающихся представлений о математике как о
общечеловеческой

культуры;

о

значимости

математики

для

общественного прогресса;


обучение умению самостоятельно устанавливать необходимые

ассоциации и отношения между предметами и явлениями,


совершенствование

умений

ориентироваться

в

проблемных

ситуациях, решать нестандартные задачи, задачи практического характера;


развитие

логико-математического

языка,

мышления,

пространственного воображения;


развитие эмоциональной сферы школьников в процессе обучающих

игр, математических конкурсов, викторин, КВН.
Общая характеристика
Содержание программы курса внеурочной деятельности «В мире
математики»

связано

с

программой

по

предмету

«математика»

и

спланировано с учетом прохождения программы 5-6 класса.
Основные принципы курса:


Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики,
стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.


Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умение логически
мыслить, видеть качественную и количественную сторону предметов и
явлений, делать выводы, обобщения.
 Системность
Программа строится по принципу «от простого к сложному», «от
частного случая к общему».


Практическая направленность

Содержание занятий курса направлено на развитие логического
мышления учеников, которое пригодится им для решения занимательных
задач, при решении олимпиадных задач.
Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно
сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной
техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть
практическими приемами геометрических измерений и построений, читать
информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать

вероятностный

характер

случайных

событий,

составлять

несложные

алгоритмы.
Изучение

материала

программы

способствует

эстетическому

воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических
рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Подобранный

материал

программы

развивает

воображение,

пространственные представления. История развития математического знания
дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников,
сформировать

у

них

представления

о

математике

как

части

общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими
вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих
открытий,

именами

людей,

творивших

науку,

интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

должно

войти

в

Формы оценивания внеурочной деятельности:
в направлении личностного развития:


простое наблюдение;



проведение математических игр;



опросники;



анкетирование;

в метапредметном направлении:


занятия-конкурсы на повторение практических умений;



участие в математических олимпиадах и конкурсах различного

уровня;
в предметном направлении:


игровые занятия на повторение теоретических понятий (конкурсы,

викторины, составление кроссвордов, ребусов);


собеседование;



тестирование;



практические работы;



проведение самостоятельных работ репродуктивного характера.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с Планом курсов внеурочной деятельности ООП

ООО МАОУ «ООШ № 5» на 2020-2021 учебный год курсу внеурочной
деятельности общеинтеллектуального направления «В мире математики»
в 5 - 6 классах отводится 68 часов:
5 класс – 1 час в неделю – всего 34 часа,
6 класс – 1 час в неделю – всего 34 часа.

Планируемые результаты курса
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:


совместному с учителем целеполаганию, включая постановку новых

целей, преобразование практической задачи в познавательную;


анализировать условие задачи (для нового материала – на основе

учета выделенных учителем ориентиров действия);


действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять

несложные алгоритмы вычислений и построений;


применять приемы самоконтроля при решении математических

задач;


оценивать

правильность

выполнения

действия

и

вносить

необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов;


самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель УД;


выдвигать

версии

решения

проблемы,

осознавать

конечный

результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также
искать их самостоятельно;


составлять (индивидуально и в группе) план решения проблемы

(выполнения проекта).
Ученик получит возможность научиться:


самостоятельно ставить учебные задачи;



видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать

способ решения;


основам саморегуляции в математической деятельности в форме

осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:


строить

терминологии

и

речевые

конструкции

символики,

понимать

с

использованием

смысл

изученной

поставленной

задачи,

осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;


осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера; уметь

убеждать;


учитывать разные мнения и стремиться к координации различных

позиций в сотрудничестве;


формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и

координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;


работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно

сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками
и взрослыми.
Ученик получит возможность научиться:


брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;



задавать вопросы, необходимые для организации собственной

деятельности взаимодействия с другими;


устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем

принимать решения и делать выбор;


отображать в речи содержание совершаемых действий;



учитывать и координировать отличные от собственной позиции

других людей;


учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную

позицию;


оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение

цели в совместной деятельности.

8

Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:


основам реализации проектно-исследовательской деятельности под

руководством учителя (с помощью родителей);


осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках

ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;


анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их

условия; моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных
предметов, строить логическую цепочку рассуждений;


формулировать простейшие свойства изучаемых математических

объектов;


с

помощью

учителя

анализировать,

систематизировать,

классифицировать изучаемые математические объекты;


осуществлять расширенный поиск информации с использованием

ресурсов библиотек и Интернета;


определять

возможные

анализировать

найденную

источники

необходимых

информацию

и

сведений;

оценивать

ее

достоверность;


использовать компьютерные и коммуникационные технологии для

достижения своих целей;


проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Ученик получит возможность научиться:


осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач

в зависимости от конкретных условий;


самостоятельно давать определение понятиям;



строить простейшие классификации на основе дихотомического

деления (на основе отрицания).


формировать представление о математической науке как сфере
9

человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации.
Содержание курса
Раздел

Из истории
математики

Числа и
величины.
Вычисления

Задачи

Основные
вопросы
5 класс
Счет
у
первобытных
людей. О происхождении
арифметики.
Происхождение
и
развитие
письменной
нумерации.
Арифметика Магницкого.
Метрическая система мер.
Измерения в древности у
разных народов. Старые
русские меры.
Разные
системы
счисления.
Восстановление цифр при
сложении,
вычитании,
умножении.
Решение
задач
на
отгадывание чисел.
Загадки,
связанные с
натуральными числами.
Делимость натуральных
чисел.
Факториал.
Математическая
абака.
Меньше или больше.
Комбинации
в
расположении.
Магические квадраты.
Математические софизмы.
Процентные расчеты с
помощью калькулятора.
Задачи на движение.
Логические задачи.
Задачи со спичками.

Основные
вопросы
6 класс
Происхождение
дробей.
Дроби в Древней Греции, в
Древнем Египте.
Нумерация и дроби на Руси.
Великие
математики из
народа:
Иван
Петров,
Магницкий
Пифагор - древнегреческий
ученый (VI в. до н. э.).
Знакомьтесь, Архимед.

Отношения чисел и величин.
Принцип Дирихле.
Занимательные задачи на
обыкновенные дроби.
Практическое применение
дробей.
Дробные выражения.
Первые представления об
иррациональных числах.
Комбинации
в
расположении.
Математические софизмы.

Задачи на
возможных
Вероятность.

перебор всех
вариантов.

10

Задачи на переливание.
Решение
олимпиадных
задач.
Задачи на взвешивание.
Графы в решении задач.

Многоугольники.
Первые
Задачи на составление и
геометрические
представления разрезание фигур.
Фигуры на плоскости,
симметричные относительно
точки.

Логические задачи.
Графы в решении задач
Л. Ф. Магницкий и его
«Арифметика». Задачи из
книги Магницкого
Олимпиадные задачи.
История «пропорции».
«Золотое сечение».
Фигуры
на
плоскости,
симметричные относительно
прямой и плоскости.
Столбчатые диаграммы и
графики.
Фигуры домино, тримино,
тетрамино.

Календарно – тематическое планирование
5 класс
№
Тема занятия
п/п
1 Счет у первобытных людей.
О происхождении арифметики. Происхождение и развитие
письменной нумерации.
Метрическая система мер. Измерения в древности у разных
народов. Старые русские меры.
Выпуск газеты «Измерения в древности у разных народов».
2 Разные системы счисления.
Решение математических задач в музее Эйнштейна.
3 Интересные приемы устного счета.
Восстановление
цифр
при
сложении,
вычитании,
умножении.
4 Решение задач на отгадывание чисел.
Загадки, связанные с натуральными числами.
Игра «Лесенка».
5 Выпуск газеты: «Великие математики из народа: Иван Петров».
6 Меньше или больше. Магические квадраты. Математические
софизмы.
7 Делимость натуральных чисел.
Игра «Математические горки».
8 Факториал.
9 Процентные расчеты с помощью калькулятора.
Конкурс «Юный математик».
10 Задачи на движение.

Кол-во
часов
2

2
2

2

2
2
2
2
2
2
11

11

12
13
14
15

16

17

Логические задачи.
Задачи со спичками.
Конкурс занимательных задач в стихах.
Задачи на переливание Задачи на взвешивание.
Графы в решении задач.
Решение олимпиадных задач.
Многоугольники.
Задачи на составление и разрезание фигур.
Игра Танграмм.
Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки.
Практическая работа по изображению симметричных относительно
точки фигур.
Смотр знаний «Лабиринты науки».
ВСЕГО

2

2
2
2
2

2

2
34

Календарно – тематическое планирование
6 класс
№
п/п
1

2

3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема занятия
Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем
Египте. Нумерация и дроби на Руси.
Великие математики из народа: Иван Петров, Магницкий.
Пифагор - древнегреческий ученый (VI в. до н. э.).
Знакомьтесь, Архимед.
Выпуск газеты: «Знакомьтесь, Пифагор!»
Занимательные задачи на обыкновенные дроби.
Практическое применение дробей.
Викторина «Математическая смесь»
Дробные выражения.
Игра «Не ошибись!»
Отношения чисел и величин.
История «пропорции». «Золотое сечение».
Принцип Дирихле
Выпуск газеты «Секреты математических фокусов».
Первые представления об иррациональных числах.
Комбинации в расположении.
Математические софизмы.
Задачи на перебор всех возможных
вариантов. Вероятность.
Логические задачи.
Л. Ф. Магницкий и его «Арифметика». Задачи из книги Магницкого.
Графы в решении задач.
Решение олимпиадных задач.
Фигуры на плоскости, симметричные относительно прямой.
Столбчатые диаграммы и графики.
Фигуры домино, тримино, тетрамино.

Кол-во
часов
2

2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12

17

Конкурс «Эрудит».

2
34

ВСЕГО

Методическое обеспечение и средства обучения
1. Анфимова Т. Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. – М.:
ИЛЕКСА, 2012. – 124 с.
2. Григорьев

Д.

В.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В.
Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
3. Глейзер Г. И. История математики в школе: книга для чтения
учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.
4. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения
учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение,
2009. – 287 с.
5. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение, 2000.
6. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 2001.
7. Кордемский Б. А., Ахадов А. А. Удивительный мир чисел: (Матем.
головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.:
Просвещение, 1996. – 144 с.
8. Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и
методические материалы: Часть 1 / Ф. С. Мухаметзянова; под общей ред. В. В.
Зарубиной. — Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 104 с.
9. Онучкова Л. В. Введение в логику. Логические операции [Текст]:
Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004. – 124 с.
10. Онучкова, Л. В. Введение в логику. Некоторые методы решения
логических задач: Учеб. пос. для 5 класса. – Киров: ВГГУ, 2004. – 66 с.
13

11. Русанов В. Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн.
для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001. – 77 с.
12. Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы. – М.:
Айрис – пресс, 2007. – 92 с.
13. Шейнина О. С., Соловьева Г. М. Математика. Занятия школьного
кружка 5 – 6 классы. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002. – 106 с.
14. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Математика. Задачи на смекалку 5 – 6
классы. – М.: «Просвещение», 2005.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».