Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 5»
(МАОУ «ООШ № 5»)
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире математики»
(5 – 6 классы)
направление: общеинтеллектуальное
Составитель:
Перевалова Е.В.
г. Краснотурьинск, 2021
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «В мире математики» в
рамках
Основная
образовательная
программа
основного
общего
образования реализуется в соответствии с:
1.
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2.
Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Письмом
Министерства
Образования
и
науки
Российской
Федерации от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования».
5.
Письмом
Министерства
Образования
и
науки
Российской
Федерации от 14 декабря 2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ».
6.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
7.
Программой развития МАОУ «ООШ № 5».
Программа курса внеурочной деятельности «В мире математики»
относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной
деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность
программы обусловлена
тем, что она
позволяет
устранить противоречия между:
требованиями программы предмета «математика» и потребностями
учащихся в дополнительном материале по математике и применении
полученных знаний на практике;
условиями
работы в классно-урочной системе преподавания
математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий
потенциал.
Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения –
развитие способностей ребенка и формирование таких универсальных
учебных действий, как: целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе
предусмотрено
значительное
увеличение
активных
форм
работы,
направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на
обеспечение понимания ими математического материала и развития
интеллекта,
приобретение
практических
навыков
самостоятельной
деятельности.
Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии
общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого
человека.
Цель курса внеурочной деятельности «В мире математики» – развитие
личности ребенка, его математических способностей, внимания, мышления,
памяти, воображения, мотивации к дальнейшему изучению математики.
Задачи:
части
формирование у обучающихся представлений о математике как о
общечеловеческой
культуры;
о
значимости
математики
для
общественного прогресса;
обучение умению самостоятельно устанавливать необходимые
ассоциации и отношения между предметами и явлениями,
совершенствование
умений
ориентироваться
в
проблемных
ситуациях, решать нестандартные задачи, задачи практического характера;
развитие
логико-математического
языка,
мышления,
пространственного воображения;
развитие эмоциональной сферы школьников в процессе обучающих
игр, математических конкурсов, викторин, КВН.
Общая характеристика
Содержание программы курса внеурочной деятельности «В мире
математики»
связано
с
программой
по
предмету
«математика»
и
спланировано с учетом прохождения программы 5-6 класса.
Основные принципы курса:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики,
стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умение логически
мыслить, видеть качественную и количественную сторону предметов и
явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Программа строится по принципу «от простого к сложному», «от
частного случая к общему».
Практическая направленность
Содержание занятий курса направлено на развитие логического
мышления учеников, которое пригодится им для решения занимательных
задач, при решении олимпиадных задач.
Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно
сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной
техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть
практическими приемами геометрических измерений и построений, читать
информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать
вероятностный
характер
случайных
событий,
составлять
несложные
алгоритмы.
Изучение
материала
программы
способствует
эстетическому
воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических
рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Подобранный
материал
программы
развивает
воображение,
пространственные представления. История развития математического знания
дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников,
сформировать
у
них
представления
о
математике
как
части
общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими
вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих
открытий,
именами
людей,
творивших
науку,
интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
должно
войти
в
Формы оценивания внеурочной деятельности:
в направлении личностного развития:
простое наблюдение;
проведение математических игр;
опросники;
анкетирование;
в метапредметном направлении:
занятия-конкурсы на повторение практических умений;
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного
уровня;
в предметном направлении:
игровые занятия на повторение теоретических понятий (конкурсы,
викторины, составление кроссвордов, ребусов);
собеседование;
тестирование;
практические работы;
проведение самостоятельных работ репродуктивного характера.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с Планом курсов внеурочной деятельности ООП
ООО МАОУ «ООШ № 5» на 2020-2021 учебный год курсу внеурочной
деятельности общеинтеллектуального направления «В мире математики»
в 5 - 6 классах отводится 68 часов:
5 класс – 1 час в неделю – всего 34 часа,
6 класс – 1 час в неделю – всего 34 часа.
Планируемые результаты курса
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
совместному с учителем целеполаганию, включая постановку новых
целей, преобразование практической задачи в познавательную;
анализировать условие задачи (для нового материала – на основе
учета выделенных учителем ориентиров действия);
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять
несложные алгоритмы вычислений и построений;
применять приемы самоконтроля при решении математических
задач;
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель УД;
выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
конечный
результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также
искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально и в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта).
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить учебные задачи;
видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать
способ решения;
основам саморегуляции в математической деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
строить
терминологии
и
речевые
конструкции
символики,
понимать
с
использованием
смысл
изученной
поставленной
задачи,
осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера; уметь
убеждать;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками
и взрослыми.
Ученик получит возможность научиться:
брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности взаимодействия с другими;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор;
отображать в речи содержание совершаемых действий;
учитывать и координировать отличные от собственной позиции
других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение
цели в совместной деятельности.
8
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности под
руководством учителя (с помощью родителей);
осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках
ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;
анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их
условия; моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных
предметов, строить логическую цепочку рассуждений;
формулировать простейшие свойства изучаемых математических
объектов;
с
помощью
учителя
анализировать,
систематизировать,
классифицировать изучаемые математические объекты;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
определять
возможные
анализировать
найденную
источники
необходимых
информацию
и
сведений;
оценивать
ее
достоверность;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для
достижения своих целей;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий;
самостоятельно давать определение понятиям;
строить простейшие классификации на основе дихотомического
деления (на основе отрицания).
формировать представление о математической науке как сфере
9
человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации.
Содержание курса
Раздел
Из истории
математики
Числа и
величины.
Вычисления
Задачи
Основные
вопросы
5 класс
Счет
у
первобытных
людей. О происхождении
арифметики.
Происхождение
и
развитие
письменной
нумерации.
Арифметика Магницкого.
Метрическая система мер.
Измерения в древности у
разных народов. Старые
русские меры.
Разные
системы
счисления.
Восстановление цифр при
сложении,
вычитании,
умножении.
Решение
задач
на
отгадывание чисел.
Загадки,
связанные с
натуральными числами.
Делимость натуральных
чисел.
Факториал.
Математическая
абака.
Меньше или больше.
Комбинации
в
расположении.
Магические квадраты.
Математические софизмы.
Процентные расчеты с
помощью калькулятора.
Задачи на движение.
Логические задачи.
Задачи со спичками.
Основные
вопросы
6 класс
Происхождение
дробей.
Дроби в Древней Греции, в
Древнем Египте.
Нумерация и дроби на Руси.
Великие
математики из
народа:
Иван
Петров,
Магницкий
Пифагор - древнегреческий
ученый (VI в. до н. э.).
Знакомьтесь, Архимед.
Отношения чисел и величин.
Принцип Дирихле.
Занимательные задачи на
обыкновенные дроби.
Практическое применение
дробей.
Дробные выражения.
Первые представления об
иррациональных числах.
Комбинации
в
расположении.
Математические софизмы.
Задачи на
возможных
Вероятность.
перебор всех
вариантов.
10
Задачи на переливание.
Решение
олимпиадных
задач.
Задачи на взвешивание.
Графы в решении задач.
Многоугольники.
Первые
Задачи на составление и
геометрические
представления разрезание фигур.
Фигуры на плоскости,
симметричные относительно
точки.
Логические задачи.
Графы в решении задач
Л. Ф. Магницкий и его
«Арифметика». Задачи из
книги Магницкого
Олимпиадные задачи.
История «пропорции».
«Золотое сечение».
Фигуры
на
плоскости,
симметричные относительно
прямой и плоскости.
Столбчатые диаграммы и
графики.
Фигуры домино, тримино,
тетрамино.
Календарно – тематическое планирование
5 класс
№
Тема занятия
п/п
1 Счет у первобытных людей.
О происхождении арифметики. Происхождение и развитие
письменной нумерации.
Метрическая система мер. Измерения в древности у разных
народов. Старые русские меры.
Выпуск газеты «Измерения в древности у разных народов».
2 Разные системы счисления.
Решение математических задач в музее Эйнштейна.
3 Интересные приемы устного счета.
Восстановление
цифр
при
сложении,
вычитании,
умножении.
4 Решение задач на отгадывание чисел.
Загадки, связанные с натуральными числами.
Игра «Лесенка».
5 Выпуск газеты: «Великие математики из народа: Иван Петров».
6 Меньше или больше. Магические квадраты. Математические
софизмы.
7 Делимость натуральных чисел.
Игра «Математические горки».
8 Факториал.
9 Процентные расчеты с помощью калькулятора.
Конкурс «Юный математик».
10 Задачи на движение.
Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
11
11
12
13
14
15
16
17
Логические задачи.
Задачи со спичками.
Конкурс занимательных задач в стихах.
Задачи на переливание Задачи на взвешивание.
Графы в решении задач.
Решение олимпиадных задач.
Многоугольники.
Задачи на составление и разрезание фигур.
Игра Танграмм.
Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки.
Практическая работа по изображению симметричных относительно
точки фигур.
Смотр знаний «Лабиринты науки».
ВСЕГО
2
2
2
2
2
2
2
34
Календарно – тематическое планирование
6 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема занятия
Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем
Египте. Нумерация и дроби на Руси.
Великие математики из народа: Иван Петров, Магницкий.
Пифагор - древнегреческий ученый (VI в. до н. э.).
Знакомьтесь, Архимед.
Выпуск газеты: «Знакомьтесь, Пифагор!»
Занимательные задачи на обыкновенные дроби.
Практическое применение дробей.
Викторина «Математическая смесь»
Дробные выражения.
Игра «Не ошибись!»
Отношения чисел и величин.
История «пропорции». «Золотое сечение».
Принцип Дирихле
Выпуск газеты «Секреты математических фокусов».
Первые представления об иррациональных числах.
Комбинации в расположении.
Математические софизмы.
Задачи на перебор всех возможных
вариантов. Вероятность.
Логические задачи.
Л. Ф. Магницкий и его «Арифметика». Задачи из книги Магницкого.
Графы в решении задач.
Решение олимпиадных задач.
Фигуры на плоскости, симметричные относительно прямой.
Столбчатые диаграммы и графики.
Фигуры домино, тримино, тетрамино.
Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
12
17
Конкурс «Эрудит».
2
34
ВСЕГО
Методическое обеспечение и средства обучения
1. Анфимова Т. Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. – М.:
ИЛЕКСА, 2012. – 124 с.
2. Григорьев
Д.
В.
Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В.
Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
3. Глейзер Г. И. История математики в школе: книга для чтения
учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.
4. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения
учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение,
2009. – 287 с.
5. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение, 2000.
6. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 2001.
7. Кордемский Б. А., Ахадов А. А. Удивительный мир чисел: (Матем.
головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.:
Просвещение, 1996. – 144 с.
8. Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и
методические материалы: Часть 1 / Ф. С. Мухаметзянова; под общей ред. В. В.
Зарубиной. — Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 104 с.
9. Онучкова Л. В. Введение в логику. Логические операции [Текст]:
Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004. – 124 с.
10. Онучкова, Л. В. Введение в логику. Некоторые методы решения
логических задач: Учеб. пос. для 5 класса. – Киров: ВГГУ, 2004. – 66 с.
13
11. Русанов В. Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн.
для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001. – 77 с.
12. Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы. – М.:
Айрис – пресс, 2007. – 92 с.
13. Шейнина О. С., Соловьева Г. М. Математика. Занятия школьного
кружка 5 – 6 классы. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002. – 106 с.
14. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Математика. Задачи на смекалку 5 – 6
классы. – М.: «Просвещение», 2005.
14