Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 5»
(МАОУ «ООШ № 5»)
Рабочая программа
дополнительного образования
«Основы графического черчения»
для учащихся 8 - 9 классов (14 – 15 лет)
на 2021 – 2022 учебный год (срок – 1 год)
Всего часов: 34
Количество часов в неделю: 5
Составитель:
Ларичева Надежда Ивановна
педагог дополнительного
образования
г. Краснотурьинск, 2021
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы
графического черчения» имеет техническую направленность, так как
нацелена на подготовку подрастающего поколения к освоению «языка
техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей.
Программа модифицирована, составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования, с учетом примерной программы по учебному предмету
«Черчение» (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А.
Гервер, М.М. Селиверстов).
Уровень освоения программы – общекультурный (базовый)
уровень
Актуальность программы
Освоение ДОП «Основы графического черчения» должно
обеспечить создание условий для развития познавательных интересов
обучающихся,
их
готовности
к
социальной
адаптации,
профессиональной
ориентации,
самообразованию
самосовершенствованию;
расширение
знаний
обучающихся
о
геометрических фигурах и телах; развитие пространственных
представлений и воображения, пространственного и логического
мышления, творческих способностей обучающихся; формирование
умений и навыков чтения и выполнения комплексных чертежей и
аксонометрических проекций различной степени сложности; привитие
обучающимся графической культуры.
Программа
способствует формированию у учащихся таких
универсальных
учебных
действий,
как
коммуникативные,
познавательные и личностные.
Основная идея программы – подготовка подрастающего
поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению
разнообразных чертежей.
Адресат программы – учащийся 8-9классов , желающий овладеть
общечеловеческим языком техники.
Объем программы – 34 часа.
Формы
организации
образовательного
процесса
(индивидуальные, групповые, работа в парах) и виды занятий по
программе определяются содержанием программы и предусматривают:
- практические занятия.
Срок освоения программы – 1 год
Режим занятий - занятия
продолжительностью 40 мин.
проходят
1
раз
в
неделю
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания
школьников.
Личностные результаты изучения основ графического черчения
подразумевают:
— формирование мировоззрения, целостного представления о мире и
формах технического творчества;
— развитие умений и навыков познания и самопознания;
— накопление опыта графической деятельности;
— формирование творческого отношения к проблемам;
— развитие образного мышления и освоение способов творческого
самовыражения личности;
— гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития
личности;
—подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной
или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения основ графического
черчения отражают:
— формирование ключевых компетенций в процессе технического
творчества;
— выявление причинно-следственных связей;
— поиск аналогов в науке и технике;
— развитие критического мышления, способности аргументировать
свою точку зрения;
—
формирование
исследовательских,
коммуникативных
и
информационных умений;
—
использование
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения,
систематизации;
— определение целей и задач учебной деятельности;
— выбор средств реализации целей и задач и их применение на
практике;
— самостоятельную оценку достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения основ графического черчения
включают:
— изучение объектов и явлений науки и техники;
— восприятие смысла (концепции, специфики) графических
изображений (чертежей);
— представление места и роли инженерной графики в развитии
культуры, в жизни человека и общества;
— представление системы общечеловеческих ценностей, ориентацию в
системе моральных норм и ценностей;
— усвоение особенностей языка разных видов графики и технических
средств изображения; понимание условности языка графических
изображений (чертежей);
— различение изученных видов графических изображений,
определение их взаимосвязей;
— классификацию изученных объектов и явлений науки и техники;
структурирование изученного материала, информации, полученной из
различных источников;
— осознание ценности и места технического творчества и инженерной
графики в развитии общества, проявление устойчивого интереса к
освоению новых технических средств и технологий;
— уважение и осознание ценности технической культуры других
народов, освоение их технических достижений;
— формирование коммуникативной, информационной компетентности;
- описание графических изображений с использованием специальной
терминологии; высказывание собственного мнения о правильности
графических изображений; овладение графической грамотностью;
— развитие индивидуальных творческих навыков, расширение
кругозора;
— умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в
творческой деятельности;
— реализацию творческого потенциала; применение различных
графических материалов;
- использование знаний и технических средств инженерной графики в
собственном творчестве.
Методы контроля усвоения материала:
фронтальная устная проверка
индивидуальный устный, письменный опрос
графические работы
письменный контроль (контрольные, самостоятельные и практические
работы, тестирование, письменный зачет).
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме.
Виды и формы контроля:
промежуточный: самостоятельная работа,
графический диктант, зачет
тематический: контрольная работа, тест, зачет
итоговый: контрольная работа, зачет.
работа
по
карточке,
Форма организации учебного процесса: групповая (в классе),
индивидуальная
Содержание курса
Раздел 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их
оформления.
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие
сведения об истории черчения. Современные методы выполнения
чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи
изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Рациональные приёмы работы инструментами.
Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии чертежа: сплошная толстая основная,
штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая
штрихпунктирная с двумя точками. Форматы Формат, рамка, основная
надпись. Сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и
размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины,
расположение размерных чисел).
Понятие о симметрии. Виды симметрии.
Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном
шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Раздел 2. Геометрические построения
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.
Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических
построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части;
сопряжений.
Раздел 3. Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование.
Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на
одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху,
вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на
чертежах. Понятие о местных видах.
Раздел 4. Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
Получение
аксонометрических
проекций.
Построение
аксонометрических
проекций.
Косоугольная
фронтальная
диметрическая
и
прямоугольная
изометрическая
проекции.
Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.
Аксонометрические
проекции
предметов,
имеющих
круглые
поверхности. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие
о
техническом
рисунке. Технические
рисунки
и
аксонометрические
проекции
предметов.
Выбор
вида
—
аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Раздел 5. Чтение и выполнение чертежей.
Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение
предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы,
пирамиды, шар и их части. Чертежи и аксонометрические проекции
геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел.
Проекции вершин, ребер и граней предмета. Нахождение на чертеже
вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму
предмета.
Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров на
чертежах с учетом формы предмета. Анализ графического состава
изображений.
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения
чертежей деталей.
Раздел 6. Эскизы.
Выполнение эскизов деталей.
Повторение сведений о способах проецирования.
Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Название темы
Кол-во
часов
Раздел 1. Введение. Техника выполнения чертежей и
8
правила их оформления.
Раздел 2. Геометрические построения
3
Раздел 3. Чертежи в системе прямоугольных проекций
5
Раздел 4. Аксонометрические проекции
Раздел 5. Чтение и выполнение чертежей
Раздел 6. Эскизы
Итого:
9
6
3
34
Поурочно - тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4-5
6
7-8
Название раздела
Кол-во
часов
Раздел 1. Введение. Техника выполнения чертежей и
8
правила их оформления.
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и
1
принадлежности.
Правила оформления чертежей.
1
Графическая работа № 1 по теме «Линии чертежа».
Шрифты чертёжные.
Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.
Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской
детали».
Раздел 2. Геометрические построения
9
Деление прямой, угла и окружности на равные части
10
Сопряжение
11
Графическая работа №3 по теме «Чертеж детали (с
использованием геометрических построений, в том числе
и сопряжений)»
Раздел 3. Чертежи в системе прямоугольных
проекций
12
Проецирование
предмета
на
две
взаимно
перпендикулярные плоскости.
13
Проецирование
предмета
на
три
взаимно
перпендикулярные плоскости проекций. Расположение
видов на чертеже. Местные виды.
14
Чтение чертежей. Построение на чертеже недостаточного
вида по двум заданным.
15
Графическая работа №4 по теме «Построение третьей
проекции по двум данным».
16
Графическая работа №5 «Построение чертежа детали
(три вида) по наглядному изображению.
Раздел 4. Аксонометрические проекции
17-18 Построение аксонометрических проекций. Диметрия,
изометрия
19-20 Построение изометрии по чертежу
21-22 Графическая работа №6 «Построение изометрической
проекции детали по ее наглядному изображению»
23
Окружность в изометрии
24
Построение цилиндра в изометрии
1
2
1
2
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
9
2
2
2
1
1
25
Технический рисунок
Раздел 5. Чтение и выполнение чертежей
26
Анализ геометрической формы предмета.
27
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
28
Построение точек на поверхности деталей.
29
Порядок построения изображений на чертежах
30-31 Развертка призмы, куба, цилиндра, пирамиды
Раздел 6. Эскизы
32
Графическая работа № 7 по теме «Выполнение эскиза и
технического рисунка детали».
33
Графическая работа №8 по теме «Эскизы деталей с
включением элементов конструирования».
34
Графическая работа №9 по теме «Выполнение чертежа
предмета». Обобщение пройденного
Итого:
1
6
1
1
1
1
2
3
1
1
1
34
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Пособия учебно-методического комплекта и методическая
литература
для учителя:
1 Василенко Е. А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для
студентов
и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
3 Преображенская Н. Г. Черчение: Учебник для учащихся
общеобразовательных
учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004
4.Гервер В. А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
5. Карточки-задания по черчению Пособие для учителя. Под ред. В.В.
Степаковой. – М.: Просвещение, 1990
для обучающихся:
1 Ботвинников, А. Д. Черчение: Учебник для общеобразовательных
учреждений /
А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. - М.: Астрель»,
2013
2 В. И Вышнепольский. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» А. Д.
Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И. С. Вышнепольского. – Москва:
Астрель, 2013
3 Словарь - справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н.
Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
4 Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т.
Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения:
1 Учебные таблицы по разделам предмета.
2 Модели для демонстрации способов разрезов и сечений.
3 Инструменты, принадлежности и материалы для черчения:
Доска чертежная ученическая с рейшиной (под формат А4);
Готовальня школьная;
Чертежные угольники с углами 90, 30, 60 и 90, 45, 45 градусов;
Транспортир, линейка, лекала для вычерчивания эллипсов;
Карандаши разной твердости (М, ТМ, Т);
Бумага: чертежная формат А4, миллиметровая, тетрадь в клетку, калька;
Ластик для карандаша;
Инструмент для заточки карандаша.