МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 5"
Муниципальный орган "Управление образования
городского округа Краснотурьинск"
(МАОУ «ООШ № 5»)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МАОУ
«ООШ № 5»
№ 96 от 29.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Трудные вопросы пунктуации»
для обучающихся 8 класса
Краснотурьинск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» для 8 класса
составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего
образования МАОУ «ООШ № 5», с учётом рабочей программы воспитания МАОУ «ООШ № 5» и
состоит из следующих разделов: 1) цели и задачи факультативного курса; 2) содержание
курса; 3) тематическое планирование.
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8 класса и рассчитан на 34 часа.
Именно в 8 классе учащиеся знакомятся с системой основных пунктуационных правил. Знаки
препинания, ее образующие, — это графические знаки, служащие для членения текста и
передачи на письме особенностей строения предложения и его интонации.
Работа по овладению пунктуационными нормами и правилами должна строиться с учётом
основных принципов русской пунктуации: интонационного, смыслового, структурного
(формального). Выполняя те или иные задания, объясняя постановку знаков препинания,
учащиеся должны понимать, что отражает употребление каждого знака (смысловое членение
речи, ее структурное членение, наконец, ее ритмико-интонационное строение).
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Одной из главных задач обучения
русскому языку в настоящее время является задача формирования языковой личности,
отличающейся должным уровнем лингвистической и коммуникативной компетенции.
При изучении курса «Русский язык» в 5-9 классах у учащихся возникает проблема в
соблюдении норм пунктуации. Очень часто знаки препинания ставятся неосознанно,
автоматически. Учащиеся не всегда понимают природу пунктограммы, её значение при
письме. Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо постичь её сущность, её
принципы, усвоить системность.
Программный материал рассчитан на то, чтобы помочь учащимся ориентироваться в научной
области пунктуации, выработать критичность в оценке взглядов на те или иные вопросы и тем
самым развить навыки лингвистического мышления.
Полученные знания помогут прежде всего овладеть сложной русской пунктуацией и
подготовиться к сдаче ГИА.
Цели и задачи курса
Цель:
Помочь учащимся в постижении сущности современной пунктуации как системы, в
определении места каждого отдельного знака, а так же в освоении принципов пунктуации,
тенденций её развития и путей усовершенствования.
научитьприменятьтеоретическиезнаниядляанализаконкретногоязыковогоматериала;помочьраз
обратьсяв пестром многообразии современных синтаксических концепций;
расширять кругозор учащихся, формировать навыки воспитанности, этические нормы
поведения.
Подготовить учащихся к сдаче ГИА.
Задачи:
-ориентировать учащихся на осмысленное использование знаков препинания;
-развить способность анализировать пунктуационное оформление разных по жанровой и
функционально-стилевой принадлежности текстов, а также их стилистической
направленности;
Выработать у учащихся навыки пунктуационной грамотности; развить творческий потенциал
учащихся; повысить культуру письменной речи.
2
Содержание курса
№
Раздел
п/п
программы
1
Пунктуация как
система правил
расстановки
знаков
препинания
2
Знаки
препинания в
конце
предложения
3
Знаки
препинания
внутри
простого
предложения
4
Знаки
препинания
между частями
сложного
предложения
5
Знаки
препинания
при передаче
чужой речи.
Содержание дисциплины,
основные понятия
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное
назначение
пунктуации.
Принципы
русской
пунктуации:
грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения,
интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные,
выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Предложение и его основные признаки; интонация конца
предложений. Границы предложения, отражение её на письме.
Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в
конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей
предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Потребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль
этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие,
кавычки, тире в диалоге.
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении;
интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения.
Грамматические и интонационные особенности предложений с
однородными членами; интонация перечисления.
Однородные и неоднородные определения, их различие на основе
семантико-грамматической
и
интонационной
характеристики
предложения и его окружения ( контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Интонационные особенности предложений с обособленными
членами.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
предложения. Интонационные и пунктуационные особенности
предложений с вводными словами.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в
письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий.
Грамматические
и
пунктуационные
особенности
сложных
предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложных предложений.
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и
диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
3
6
Знаки
препинания в
связном тексте
7
Заключение
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной
мыслью, общей стилистической направленностью и единым
эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного
варианта с учётом контекста.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Пунктуация как
система правил расстановки знаков препинания. Знаки препинания в
конце предложения.
Знаки препинания внутри простого
предложения.
Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки
препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном
тексте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы на уровне основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1)гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к
4
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков,
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт,
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационнокоммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
5
среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред,
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего
развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые
единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с
6
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный
вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной
монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
7
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому
опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать
соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой
8
штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей
и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В части речи и речевого общения
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия
ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия,
уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения;
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат;
публично защищать свою позицию.
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию,
доказывать её, убеждать.
В ходе реализации речевой деятельности в части аудирования
различным видам аудирования; передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной
коммуникативной задачей в устной форме;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль,
логику
изложения
учебно-научного,
публицистического,
официально-делового,
художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную
информацию, комментировать её в устной форме.
Понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста.
В ходе реализации речевой деятельности в части чтения
понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических, художественных
текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в
форме ученического изложения (подробного, выборочного), в форме плана, тезисов (в устной
и письменной форме);
использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов
(видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
передавать схематически представленную информацию ввиде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную
информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в
прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.
В ходе реализации речевой деятельности в части говорения
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного
характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные
темы
(в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых
учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и
ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения,
9
бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности,
распределение частей работы;
извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на
определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
учебно- научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и
деловой сферах общения.
выступать перед аудиторией с докладом;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
В ходе реализации речевой деятельности в части письма
создавать
письменные
монологические
высказывания
разной
коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социальнокультурные, нравственно- этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, отзыв,
расписка, доверенность, заявление);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, выборочно) в форме
ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию.
создавать тезисы выступления, конспекты.
При работе с текстом
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения
смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как
речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана
(простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с
учётом требований к построению связного текста;
писать рефераты.
составлять конспекты.
В части функциональных разновидностей языка
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,
публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления
лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного),
публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение,
доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры
публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового
стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв,
сообщение; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка,
рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера,
рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой
правильности;
10
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями;
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические,
официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики
использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
готовить
выступление,
информационную
заметку,
сочинение-рассуждение
в
публицистическом стиле.
принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы
речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом
внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации,
языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.
Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
ИТОГО
Раздел программы
Пунктуация как система правил расстановки знаков
препинания
Знаки препинания в конце предложения
Знаки препинания внутри простого предложения
Знаки препинания между частями сложного предложения
Знаки препинания при передаче чужой речи
Знаки препинания в связном тексте
Заключение
Количество часов
3
2
14
8
4
2
1
34
11
Поурочное планирование
№ п/п Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения,
интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные,
выделительные знаки, знаки завершения.
Предложение и его основные признаки. Границы предложения,
отражение её на письме.
Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели
высказывания и эмоциональной окрашенности.
Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационные особенности
подобных предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения.
Однородные члены, не соединённые союзами.
Однородные члены, соединённые союзами.
Однородные и неоднородные определения.
Количество часов
1
1
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f413034
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
https://m.edsoo.ru/7f417922
1
1
1
1
1
1
1
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/fba9c5b0
https://m.edsoo.ru/fa25fb78
https://resh.edu.ru/
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Обособленные определения.
Обособленные дополнения
Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.
Знаки препинания в предложениях с обращениями.
Знаки препинания в предложениях с междометиями. Пунктуационное
выделение междометий.
Проверочная работа по теме: «Знаки препинания внутри простого
предложения».
Грамматические и пунктуационные особенности сложных
1
1
1
1
1
1
1
1
https://m.edsoo.ru/fba9caec
https://m.edsoo.ru/fba9d1cc
https://m.edsoo.ru/fbaa070a
https://m.edsoo.ru/fbaa17c2
https://m.edsoo.ru/fbaa154c
https://m.edsoo.ru/fbaa235c
1
1
12
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.
Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Знаки препинания между частями бессоюзного сложного
предложения.
Знаки препинания между частями бессоюзного сложного
предложения.
Проверочная работа по теме: «Знаки препинания между частями
сложного предложения».
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи.
Диалог. Оформление на письме диалога.
Цитата. Разные способы оформления на письме цитат.
Проверочная работа по теме: «Знаки при передаче чужой речи».
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной
мыслью и общей стилистической направленностью
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.
Как решать трудные вопросы пунктуации.
1
1
1
1
1
https://m.edsoo.ru/fbaa9e5e
1
1
1
1
1
1
1
https://m.edsoo.ru/fbaab934
https://m.edsoo.ru/fbaabdda
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
1
13
Материально-техническое обеспечение учебного предмета:
Школьный курс по русскому языку в таблицах и схемах (набор таблиц).
CD-ROM Готовимся к ЕГЭ. – М.: Просвещение-МЕДИА
CD-ROM Справочные материалы по русскому языку. – М.: Новый диск
Презентации учителя.
Литература:
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение
Богданова Г.А. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 8
классе. – М.: Просвещение
Валгина В.С. Трудности современной пунктуации. – М : Просвещение
Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – Волгоград: Учитель
Макарова Б.А. Абсолютная пунктуационная грамотность. – М.: Астрель
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Учебник для 8
класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение
Ткаченко Н. Русский язык. Диктанты 7 класс. – М.: Айрис-пресс
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. М.: Просвещение
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+
14
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)