МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 5"
Муниципальный орган "Управление образования
городского округа Краснотурьинск"
(МАОУ «ООШ № 5»)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МАОУ
«ООШ № 5»
№ 96 от 29.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Русский язык: говорим правильно и выразительно»
для обучающихся 7 класса
Краснотурьинск 2023
Пояснительнаязаписка
Курс «Русский язык: говорим правильно и выразительно» подготовлен на основе ФГОС ООО,
ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
Рабочая программа составлена с учетом следующего распределения учебных часов, согласно
учебному плану школы – 34 ч. (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Программа курса «Русский язык: говорим правильно и выразительно»обеспечивает усвоение
учащимися основы текстоведения, системы работы над анализом художественного
произведения, как прозаического, так и поэтического. Немаловажным также является
ориентация учащихся на создание собственных произведений различного характера, в том
числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений.
Курс непосредственно связан с программой по русскому языку. Он расширяет и
систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические
умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается
уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений
самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает, в том числе, и
систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой
учителя и организацией работы над ошибками.
Цель курса: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Задачи курса:
- Овладение основными текстоведческими понятиями;
- Развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
- Формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
- Составление текстов собственного сочинения различной тематики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК: ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО И ВЫРЗИТЕЛЬНО» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы на уровне основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1)гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека;
2
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на русском языке;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
- осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
- а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков,
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт,
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового
образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
-
3
6) трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности,
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
- умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку
зрения на экологические проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего
развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, в оспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
4
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут
сформированы
следующие
метапредметные результаты:
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной
задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы
с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный
вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
- и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
5
из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной
монологической речи и в письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому
речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
6
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных
эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и другие);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей
и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
-
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В части речи и речевого общения
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения;
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять
проект,реферат; публично защищать свою позицию.
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию,
доказывать её, убеждать.
В ходе реализации речевой деятельности в части аудирования
различным видам аудирования; передавать содержание аудиотекста в соответствии с
заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную
мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового,
художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную
информацию, комментировать её в устной форме.
- Учиться:пониматьявнуюискрытую(подтекстовую) информацию публицистического текста.
7
В ходе реализации речевой деятельности в части чтения
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических, художественных
текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в
форме ученического изложения (подробного, выборочного), в форме плана, тезисов (в устной
и письменной форме);
- - использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового
способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- ппередавать схематически представленную информацию ввиде связного текста;
ииспользовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
- понимать, анализировать,оценивать явную и скрытую(подтекстовую)информацию в
прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.
В ходе реализации речевой деятельности в части говорения
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного
характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные
темы
(в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых
учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и
ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения,
бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности,
распределение частей работы;
- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на
определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно
использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно- научной (на материалеизучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения.
- выступать перед аудиторией с докладом;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
В ходе реализации речевой деятельности в части письма
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социальнокультурные, нравственно- этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, отзыв,
расписка, доверенность, заявление);
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, выборочно) в
форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически
корректно использовать лексику и фразеологию.
- создавать тезисы выступления, конспекты.
При работе с текстом
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки
зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как
речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде
8
плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с
учётом требований к построению связного текста;
- писать рефераты.
- составлять конспекты.
В части функциональных разновидностей языка
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные,
публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления
лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
- различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного),
публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение,
доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры
публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового
стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей,жанров итипов речи (отзыв,
сообщение; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка,
рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера,
рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой
правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями;
- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические,
официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики
использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- готовить
выступление,информационную
заметку,сочинение-рассуждение
в
публицистическом стиле.
- принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы
речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом
внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления языковых средств;
- анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации,
языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.
9
Содержание программы элективного курса
1. Язык и речь
Язык и речь. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка.
Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды
переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в
тексте.
3. Текст и его основные понятия
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст.
Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и
параллельная связь. Интонация. Логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили речи. Типы речи
Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их
особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и
аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту
публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте.
Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинениерассуждение по художественному тексту. Изобразительно-выразительные средства языка в
тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему.
Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинениеповествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Система работы над текстом
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ. Анализ поэтического и
прозаического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический
анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста.
Конспектирование. Тезистирование. Аннотирование. Редактирование.
Тематическое планирование
№ п/п
Название темы
1
Язык иречь
2
Единицы языка
3
Текст и его основные понятия
4
Стили речи. Типы речи
Система работы над текстом
5
Итого по программе
Количество часов
5
3
7
15
4
34
10
Поурочное планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Количество часов
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://znaika.ru/catalog/5klass/russian/russkiy-yazyk---natsionalnyyyazyk-russkogo-naroda.html
https://shareslide.ru/literatura/russkiy-folklorposlovitsy-pogovorki-i-zagadki
Инструктаж по ТБ. Понятие языка и речи. Язык и речь.
Русский язык среди других языков мира. Изучение государственной
символики.
Возникновение речи.
Изобразительные возможности языка. Входная контрольная работа.
Способность человека говорить.
Речь устная и письменная
Произношение.
Речь: знаковая система.
Мыслительный комплекс. Монолог. Диалог.
Слово как универсальная единица языка. Практика.
Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы.
Практика
1
Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в
тексте. Однородные члены как средство выразительности.
Нарушение границ предложения.
Текст, тема текста. Темы широкие и узкие. План текста.
Микротема. Абзац. Логическое и смысловое ударение. Интонация.
1
Контекст. Подтекст. Затекст.
Средства
связи предложений в тексте
Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и
параллельной связи.
Основная мысль текста. Взаимосвязь темы и основной мысли
текста.
Ключевые слова. Авторская позиция в тексте.
Текст как целостное композиционное единство. Интонация и
логическое ударение.
Понятие стиля. Стили речи: разговорный, официально-деловой,
публицистический, научный, художественный и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста
1
1
1
https://m.edsoo.ru/fa25362a
1
https://m.edsoo.ru/fa262af8
1
https://m.edsoo.ru/fa2766fc
1
1
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/571/
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2279/start/
https://foxford.ru/wiki/russkiyyazyk/leksicheskie-normy-sovremennogorusskogo-yazyka
1
1
https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/vidytekstov.html
1
1
https://m.edsoo.ru/fa2775f2
11
18
публицистического стиля.
Публицистический стиль. Проблема и аргументы в текстах
публицистического характера.
1
1
1
https://m.edsoo.ru/fa277976
https://m.edsoo.ru/fbaa5430
21
22
Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. Практика
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в
художественном тексте.
Сжатие текста художественного стиля.
Приемы сжатия. Составление текста по образцу. Компрессия.
https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogorodnogo-yazyka-distancionnoe-obuchenie-natemu-vidy-dokazatelstv-4382099.html
1
1
https://m.edsoo.ru/fa26341c
23
24
25
Сочинение-рассуждение по художественному тексту.
Рецензия на произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
1
1
1
26
1
27
Роль изобразительно-выразительных средств языка в
художественном тексте.
Научный стиль речи.
28
29
Термины в научном стиле речи.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1
1
30
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Тексты
смешанного типа.
Основные виды работы с текстом.
Конспектирование текста. Редактирование текста.
Лингвистический анализ.
Виды анализа текста: лексико-семантический, лингвистический,
сопоставительный. Схема анализа.
Комплексный анализ поэтического текста.Анализ стихотворения
Ф.И. Тютчева. Практика. Итоговая контрольная работа.
Комплексный анализ прозаического текста. Анализ рассказа А.
Платонова. Практика
1
19
20
31
32
33
34
Итого по программе
1
https://obrazovaka.ru/russkiyyazyk/nauchnyy-tekst.html
https://obrazovaka.ru/russkiyyazyk/nauchnyy-tekst.html
1
1
1
1
34
12
Методическое обеспечение программы
Главными целями использования методического обеспечения программы элективного курса
становится формирование практической грамотности учащихсяс использованием разнообразных
форм учебной деятельности, развитиекоммуникативной культуры учащихся и развитие умений
работы с различными типами информации и ее источниками.
Для реализации данного курса используются:
Литература для учителя
1. Тайна текста. Методические рекомендации к учебному пособию для развития речи учащихся 7-9
классов / Е. С. Антонова.
2. Универсальные поурочные разработки по русскомуязыку:7класс / О. В. Беляева, О. А. Даценко.
– М.: ВАКО
3. Тесты по русскому языку:5-7классы/Р.П.Козлова ,Н.В. Чеснокова. – М.: ВАКО
4. Основы школьного речеведения /В.Н.Мещереков.
5. Сборник упражнений по русскому языку для 7класса(пособие для средней школы) / Т. В.
Шклярова. – М.: Грамотей
6. Иванова В.П.«Слово в системе русского языка».М.,«Просвещение»
7. Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5–8 классов / Т. А. Костяева. –
М. : Просвещение
Литература для учащихся
1. Развитие речи учащихся7-9классов /Е.С.Антонова.
2. Практика успешного написания сочинения-рассуждения.5-7классы /Т.И.Павлова Н.А., Раниева,
Н.Н.Василенко. –Ростов-наДону: Легион
3. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке /К.С. Горбачевич.
4. Словарь эпитетов русского языка / К. С. Горбачевич . – СПб.: 2012-Голуб И.Б., Розенталя Д.Э.
Дидактические материалы по русскому языку. М. Просвещение
13
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)