МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 5"
Муниципальный орган "Управление образования
городского округа Краснотурьинск"
(МАОУ «ООШ № 5»)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МАОУ
«ООШ № 5»
№ 96 от 29.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 9 класса
Краснотурьинск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса русского языка «Практикум по русскому языку»
подготовлена на основе
ФГОС ООО, ФОП ООО, федеральной рабочей программы
воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа составлена с учетом следующего распределения учебных часов,
согласно учебному плану школы – 34 ч. (1 час в неделю).
Цель: обеспечить условия для успешного освоения обучающимися трудных случаев
орфоэпии, орфографии, лексикологии, для формирования и развития коммуникативной,
языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций
обучающихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию,
интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной
текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой
переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла,
коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
Задачи:
1. Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных,
лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний.
2. Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной
грамотности.
3. Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
4. Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях
(электронных и на печатной основе).
Общая характеристика курса.
Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам подготовки
учащихся к ОГЭ. Курс рассчитан на учащихся 8-го класса общеобразовательной школы. Он
дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с
требованиями и моделями заданий ОГЭ. Данный курс обеспечивает понимание системы
знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование
речевой культуры.
Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения
русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ. На занятиях
курса предусматриваются теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев
правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение
различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и
коммуникативную компетентности). Содержание программы нацеливает на систематизацию
некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также
уделяется внимание культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам,
редактированию творческих работ. Первая часть работы ОГЭ в 8 классе – это написание
сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля.
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая
проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются
следующие:
• умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в
тексте;
• умение адекватно воспринимать авторский замысел;
• умение вычленять главное в информации;
2
• умение сокращать текст разными способами;
• умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
• умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи
содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить
понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная
информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел.
Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал
его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также
тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы
прослушанного текста.
Часть 2 – задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие
разновидности заданий с кратким ответом: – задания открытого типа на запись
самостоятельно сформулированного краткого ответа; – задания на выбор и запись одного
правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Часть 3 (альтернативное задание 13) – задание открытого типа с развёрнутым ответом
(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе
прочитанного текста. Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в
частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи
рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать
положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное
умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в
профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к
себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем
культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая
способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню
развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое
личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивнокоммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.
Таким
образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению
русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт
условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе
школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе
изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения
основных разделов в виде практических работ.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение
сжатого изложения. Редактирование изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы,
антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная
лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные
суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты);
синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов,
сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительновыразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного
синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический,
разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов:
функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация
языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических
норм.
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные
морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.
Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее
грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в
сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор
обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования
лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла
текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста.
Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
5
Тематическое планирование
№ п/п
Название темы
1
Построение сжатого изложения
2
Средства выразительности речи
3
Стилистика русского языка
4
Нормы русской орфографии
5
Морфемика и словообразование.
6
Морфология.
7
Синтаксические и пунктуационные нормы
8
Построение сочинения-рассуждения
Итого по программе
Количество часов
6
2
2
4
1
1
13
5
34
6
Поурочное планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тема урока
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой
форме и критерии ее оценивания.
Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением.
Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением.
Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Сжатое изложение. Редактирование изложения.
Сжатое изложение. Редактирование изложения.
Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части
экзаменационной работы).
Средства выразительности речи.
Средства выразительности речи.
Стилистика русского языка.
Стилистика русского языка.
Нормы русской орфографии. Орфограммы в корне.
Нормы русской орфографии. Орфограммы в корне.
Орфограммы в приставках и суффиксах.
Н – нн в различный частях речи.
Морфемика и словообразование. Морфемный и
словообразовательный разбор.
Морфология, морфологические признаки частей речи.
Синтаксические и пунктуационные нормы.
Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование,
управление, примыкание).
Виды односоставных предложений.
Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и
сказуемого.
Характеристика предложений, синтаксический разбор.
Количество часов
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://fipi.ru/
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
https://m.edsoo.ru/fbaa558e
https://m.edsoo.ru/fbaa558e
https://m.edsoo.ru/fbaa300e
https://m.edsoo.ru/fbaa300e
1
1
https://m.edsoo.ru/fba9ae72
1
1
https://m.edsoo.ru/fba9e248
https://m.edsoo.ru/fba9bf5c
1
https://m.edsoo.ru/fba9bb88
7
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Вводные слова и обращения.
Обособленные определение и приложения.
Обособленные обстоятельства.
Сложные предложения. Знаки препинания в сложных
предложениях.
Сложные предложения. Знаки препинания в сложных
предложениях.
Способы связи в сложных грамматических конструкциях
(однородное, последовательное и параллельное подчинение).
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.
Классификация грамматических и речевых ошибок.
1
1
1
1
Анализ текстов различных функциональных стилей с
грамматическим заданием.
Редактирование сочинения С2.1.
Редактирование сочинения С2.2.
Построение сочинения-рассуждения.
Построение сочинения-рассуждения.
Итоговое тестирование.
1
https://m.edsoo.ru/fba9caec
1
1
1
1
https://m.edsoo.ru/fbaab3b2
https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/yazykhudozhestvennoy-literatury-primeryprimery.html
1
1
1
1
1
8
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)