Рабочая программа по предмету "Химия" для 8-9 классов на 2022-2023 учебный год

1. Результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП ООО
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира;
 готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
 в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП ООО
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных
действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своейпознавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая
иобосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
ипознавательных задач.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейсяситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
длявыполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
изцели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательныхрезультатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
идеятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способывыхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
исвойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненныхему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
ихсходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной
точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данныелогические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную

предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действиедругого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защитеокружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектныеработы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленнойперед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в
коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствиис коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
врамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать
письменные
«клишированные»
и
оригинальные
тексты
с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/
отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
послезавершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно - коммуникационных технологий.
Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с

условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП ООО
Ученик научится
характеризовать
основные
методы
познания:
наблюдение,
измерение,
эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких,
газообразных веществ, выделяя
их
существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических
понятий «атом», «молекула»,«химический
элемент», «простое вещество», «сложное
вещество», «валентность», «химическая
реакция», используя знаковую систему
химии; раскрывать смысл законов
сохранения массывеществ, постоянства
состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические
явления;называть химические
элементы;
определять состав веществ по их
формулам; определять валентность атома
элемента всоединениях;
определять тип химических реакций;
называть
признаки и условия
протеканияхимических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о
протекании химической реакции при
выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных
соединений; составлять уравнения
химических реакций; соблюдать правила
безопасной работы припроведении
опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием
ипосудой;
вычислять относительную молекулярную
имолярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического

Ученик получит возможность
научиться
выдвигать и проверять
экспериментально гипотезы о
химических свойствах веществ на основе
их состава и строения, их способности
вступать в химические реакции, о
характере и продуктах различных
химических реакций;
характеризовать вещества по составу,
строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между
данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные
ионные уравнения по сокращенным
ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества
проявлять
окислительные
или
восстановительные свойства с учетом
степеней
окисления
элементов,
входящихв его состав;
составлять
уравнения
реакций,
соответствующих
последовательности
превращений неорганических веществ
различных классов;
выдвигать и проверять
экспериментальной гипотезой
результат
использовать приобретенные ключевые
компетенции при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по
изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
объективно
оценивать информацию овеществ
осознавать значение теоретических
знанийпо химии для практической
деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;

элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу
вещества по количеству, объему, массе
реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические
свойства простых веществ: кислородаи
водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем
газообразныевещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой
эффектреакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические
свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного
вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной
массовойдолей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов
неорганических веществ;
характеризовать физические и химические
свойства основных классов
неорганическихвеществ: оксидов, кислот,
оснований, солей; определять
принадлежность веществ
к
определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических
соединенийизученных классов;
проводить
опыты,
подтверждающие
химические свойства изученных классов
неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы
кислот ищелочей по изменению окраски
индикатора; характеризовать взаимосвязь
между классаминеорганических
соединений;
раскрывать смысл Периодического
закона Д.И.Менделеева;
объяснять физический смысл атомного
(порядкового)
номера
химического
элемента, номеров группы и периода в
периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения
строения атомов, свойств элементов в
пределах малых периодов и главных
подгрупп;
характеризовать химические элементы (от
водорода до кальция) на основе их
положения в периодической системе Д.И.
Менделеева и особенностей строения их

пониматьнеобходимость соблюдения
предписаний,предлагаемых в инструкциях
по использованию лекарств, средств
бытовой химии и др.

атомов;
составлять схемы строения атомов первых
20 элементов периодической системы Д.И.
Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая
связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических
свойств веществ от типа кристаллической
решетки;
определять вид химической связи в
неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул
веществ, образованных разными видами
химическихсвязей;
раскрывать
смысл
понятий
«ион»,
«катион»,
«анион»,
«электролиты»,
«неэлектролиты»,
«электролитическая
диссоциация», «окислитель», «степень
окисления»,
«восстановитель»,
«окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома
элемента всоединении;
раскрывать смысл теории
электролитическойдиссоциации;
составлять уравнения электролитической
диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса
электролитической диссоциации и реакций
ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные
уравнения реакции обмена;
определять
возможность
протекания
реакцийионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие
качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительновосстановительных реакций;
называть факторы, влияющие на скорость
химической реакции;
классифицировать химические реакции
характеризовать взаимосвязь между
составом, строением и свойствами
неметаллов;
проводить опыты по получению,
собиранию иизучению химических
свойств газообразных веществ:
углекислого газа, аммиака;
распознавать опытным путем
газообразныевещества: углекислый газ и
аммиак; характеризовать взаимосвязь
между составом, строением и свойствами

по различным признакам;

металлов;
называть органические вещества по их
формуле: метан, этан, этилен, метанол,
этанол, глицерин, уксусная кислота,
аминоуксусная
кислота,
стеариновая
кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
оценивать влияние химического
загрязнения окружающей среды на
организм человека;
грамотно обращаться с веществами
определять возможность протекания
реакцийнекоторых представителей
органическихвеществ с кислородом,
водородом, металлами,основаниями,
галогенами.

вповседневной жизни

2. Содержание по учебному предмету
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет
занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины
мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни,
навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а
также в воспитанииэкологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком,
соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента,
осознанием многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии.
Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по
химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические
теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости
их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование
закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения
веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомномолекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о
строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания химических
реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту:
проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического
эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической
лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся
усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди
других наук о природе.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,

моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Биология», «География», «История»,
«Литература», «Математика»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»,
«Русский язык», «Физика», «Экология».
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение,
измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических
элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава
вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная
массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы
веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания
химических реакций. Моль –единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха.
Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода.
Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.
Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства
водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности.
Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции
на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при
химических реакциях. Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства
воды.
Растворы.
Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля
растворенноговещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов.
Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований.
Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация.
Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот.
Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в
различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей.
Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между
классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и
химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные
вещества. Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны,
нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового)
номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы.
Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов
периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов

химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе
Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная
химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на
физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь.
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая).
Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по
различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению
степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению
энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы.
Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного
обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления.
Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях.
Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно- восстановительных реакций.
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства.
Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера:
физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды
серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и
химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V),
ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства.
Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды
углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические
свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами,
кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы
и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий.
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их
свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа
(II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды:
метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь.
Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые
кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты).
Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
2. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических

элементов.
3. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по
количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
4. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Примерные темы практических работ:
1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила
безопасной работы вхимической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Признаки протекания химических реакций.
4. Получение кислорода и изучение его свойств.
5. Получение водорода и изучение его свойств.
6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений».
8. Реакции ионного обмена.
9. Качественные реакции на ионы в растворе.
10. Получение аммиака и изучение его свойств.
11. Получение углекислого газа и изучение его свойств.
12. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их
соединений».
13. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

3. Тематическое планирование по предмету
№

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5
6

Тема

Количество
часов

8 класс
Методы познания веществ и химических явлений
Химические реакции
Вещества
Элементарные основы неорганической химии
Строение атома. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева
ИТОГО
9 класс
Введение. Повторение основных вопросов 8 класса
Химическая реакция .
Элементарные основы неорганической химии. Неметаллы .
Первоначальные представления об органических веществах
Металлы
Химия и жизнь
ИТОГО

15
6
15
13
19
68
2
15
25
10
10
6
68

4.Перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и
воспитания для создания и обеспечения функционирования центров
образования естестенно – научной направленности «Точка роста»
№

Наименование

Краткие примерные

оборудования

технические
характеристики

БАЗОВАЯ (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ)
1
Обеспечивает выполнение лабораторных
Цифровая лаборатория по
работ по химии на урокахв основной школе
химии (ученическая)
и проектно-исследовательской деятельности
учащихся.
Комплектация:
Беспроводной мультидатчик по
химии с 3-мя встроенными
датчиками:
Датчик рН с диапазоном измерения не уже
чем от 0 до 14 pH Датчик
электропроводимости с диапазонами
измерения не уже чемот 0 до 200 мкСм; от 0
до 2000 мкСм; от 0 до 20000 мкСм
Датчик температуры с диапазоном измерения
не уже чем от -20 до
+140С
Отдельные датчики:
Датчик
оптической
плотности 525
нм
Аксессуары:
Кабель USB соединительный
Зарядное
устройство с
кабелем miniUSB
USB Адаптер
Bluetooth 4.1 Low
Energy
Краткое руководство по эксплуатации
цифровой лаборатории Набор
лабораторной оснастки
Программное обеспечение
Методические
рекомендации не менее
40 работНаличие
русскоязычного сайта
поддержки Наличие
видеороликов.
Компьютерное оборудование
2
Ноутбук
Форм-фактор: ноутбук;
Размер диагонали: не менее
15.6 дюймов; Разрешение
экрана: Full HD, Quad HD или
Ultra HD;
Общий объем установленной
оперативной памяти: не менее 8Гбайт;
Максимальный общий
поддерживаемый объем оперативной

памяти: не менее 16 Гбайт;
Объем SSD
накопителя: не менее
240 Гбайт;
Беспроводная связь:
Wi-Fi;
Количество встроенных в корпус
портов USB: не менее 2, изкоторых не
менее 1 должно быть USB версии не
ниже 3.0;
Разрешение вэб-камеры, Мпиксель: не менее
0.3;
Встроенный микрофон;
Клавиатура с раскладкой и маркировкой
клавиш QWERTY/ЙЦУКЕН;
Поддержка стандартов беспроводной связи:
802.11a/b/g/n/ac; Производительность
процессора (значение показателя «CPU Mark»
по тесту «Laptop & Portable CPU Perfomance»
http://www.cpubenchmark.net/laptop.html): не
менее 5000 единиц; Наличие манипулятора
мышь в комплекте: да;
Установленная операционная система с
графическим пользовательским интерфейсом,
сведения о котором включены в единый
реестр российских программ для электронных
вычислительных машин и баз данных;
Установленный пакет офисного
программного обеспечения, совместимого с
установленной операционной системой,
сведения о котором включены в единый
реестр российских программ для электронных
вычислительных машин и баз данных.
3
МФУ (принтер, сканер,
Тип устройства:
копир)
Многофункциональное устройство
(МФУ);Цветность печать: чернобелая;
Технология печати: электрографическая
(лазерная, светодиодная);Формат печати:
не менее А4;
Тип сканирования:
протяжный/планшетный;
Возможность сканирования в
форматах: не менее А4;Способ
подключения: LAN, Wi-Fi,
USB
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
4
Обеспечивает выполнение лабораторных
Цифровая лаборатория по
работ по химии на урокахв основной школе
химии (ученическая)
и проектно-исследовательской деятельности
учащихся.
Комплектация:
Беспроводной мультидатчик по

5

Набор ОГЭ по химии

химии с 3-мя встроенными
датчиками:
Датчик рН с диапазоном измерения не уже
чем от 0 до 14 pH Датчик
электропроводимости с диапазонами
измерения не уже чемот 0 до 200 мкСм; от 0
до 2000 мкСм; от 0 до 20000 мкСм
Датчик температуры с диапазоном измерения
не уже чем от -20 до
+140С
Отдельные датчики:
Датчик
оптической
плотности 525
нм
Аксессуары:
Кабель USB соединительный
Зарядное
устройство с
кабелем miniUSB
USB Адаптер
Bluetooth 4.1 Low
Energy
Краткое руководство по эксплуатации
цифровой лаборатории Набор
лабораторной оснастки
Программное обеспечение
Методические рекомендации не менее 40
работ
Наличие русскоязычного сайта поддержки
Наличие видеороликов.
В набор входят весы лабораторные
электронные 200 г, спиртовка
лабораторная, воронка коническая, палочка
стеклянная, пробирка ПХ-14 (10 штук),
стакан высокий с носиком ВН-50 с меткой
(2 штуки), цилиндр измерительный 2-50-2
(стеклянный, с притертой крышкой),
штатив для пробирок на 10 гнёзд, зажим
пробирочный,шпатель-ложечка (3 штуки),
набор флаконов для хранения растворов и
реактивов (объем флакона 100 мл - 5
комплектов по 6штук, объем флакона 30 мл
- 10 комплектов по 6 штук), цилиндр
измерительный с носиком 1-500 (2 штуки),
стакан высокий 500 мл(3 штуки), набор
ершей для мытья посуды (ерш для мытья
пробирок - 3 штуки, ерш для мытья колб 3 штуки), халат белый х/б (2 штуки),
перчатки резиновые химические стойкие (2
штуки),очки защитные, фильтры бумажные
(100 штук), горючее для спиртовок (0,33 л).

В состав набор входят реактивы: алюминий,
железо, соляная кислота, метилоранж,
фенолфталеин, аммиак, пероксид водорода,
нитрат серебра и другие; в общей
сложности - 44 различных веществ,
используемых для составления комплектов
реактивов при
проведении экзаменационных экспериментов
по курсу школьнойхимии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».