ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
учебного
предмета
«Путешествие
натуралиста»
относится
к естественнонаучной направленности, так как нацелена на формирование и обобщение у
учащихся системы знаний об окружающем мире, о взаимодействии с ним человека, развитие
навыков изучения и сохранения живой природы, рационального природопользования,
экологической культуры и любви к природе родного края.
Данная программа разработана для учащихся 5 класса в рамках реализации
программы
учебного
предмета
ФГОС
НОО.
Программа
«Путешествие
натуралиста» разработана на основе программы курса В.А. Ясвина «Азбука содержания
животных», программы С.В. Николаевой «Юный эколог» и авторской программы Е.Л.
Малковой «Зеленая планета», Коринская В.А. «География материков и океанов».
Программа учебного предмета «Путешествие натуралиста» способствует
формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному,
социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы
обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В
процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить,
общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.
Общая характеристика учебного курса
Учебный предмет «Путешествие натуралиста» развивает представления о познаваемости
живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний
о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая, а также географическая подготовка обеспечивает понимание
обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает
основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Цели изучения учебного предмета
Изучение учебного предмета «Путешествие натуралиста» в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
формирование у обучающих системы ценностных отношений к природе и к
окружающему миру на основе изучения ими природных объектов;
углубление познавательных интересов детей;
развитие у них потребности участвовать в деятельности по изучению и охране
природы;
формирование знаний о связях в окружающем мире, единстве живой и неживой
природы, взаимодействии человека и природы;
формирование представлений о поведении в природе и в обществе, потребности
соблюдать эти правила поведения;
формирование экологически ценностных ориентаций;
воспитание бережного отношения к природе, окружающим людям, своему здоровью;
формирование научных представлений об окружающем мире;
развитие творческих способностей;
развитие нестандартного мышления при выборе решения экологических задач,
умения адекватно оценивать поведение в природе своё и других людей, потребности
совершать полезные для природы поступки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с целями и задачами курса внеурочной деятельности, планом работы.
Знакомство с понятиями натуралист, биолог, эколог, наблюдение, виды оформления
наблюдений, жизнь живых организмов.
Игра «Веселый аукцион знаний».
Тема 1. Земля - наш общий дом (1 час)
Форма Земли (как узнали, что Земля - шар, общее представление о материках и
океанах, почему глобус разноцветный.) Соседи по планете (царства растений, животных,
грибов)
Практическая работа «Знакомство с глобусом - моделью Земли» (полюса, экватор,
полушария).
Конкурс рисунков «Мой сосед».
Тема 2. Океаны Земли (2 часа)
Названия океанов, условность деления. Что представляет из себя дно океанов.
Самые большие живые существа планеты - жители океанов (китообразные). Кто и как
живёт на глубине (осьминоги, крабы, рыбы - удильщики, морские черви, коралловые
полипы). Рыбы - жители океанов (акулы, летающие рыбы, скаты, марлин). Растения океанов
(ламинарии, саргассы).
Практическая работа с контурной картой.
Игры «Крестики - нолики», «Третий лишний».
Изготовление панно «Делъфинчик», аппликация «На дне морском».
Тема 3. Арктика и Антарктика (1 час)
Арктика и Антарктика - царство льда. Сходство и отличия. Айсберг. Толщина льда в
Антарктиде. Растительный мир Антарктиды: антарктический луговик, лишайники, мхи,
водоросли. Животные Антарктиды: пингвин,
странствующий альбатрос, буревестник,
тюлень- крабоед, морской лев, морской леопард, кашалот, синий кит, финвал.
Дидактические игры: «Найди 10 отличий»,
«Собери слово (тестовое задание)», «Собери название животного".
Ребусы. Изготовление панно «Пингвин».
Тема 4. Австралия (2часа)
Растительный мир Австралии. Эвкалипт, бутылочное дерево, пустынный горошек,
зонтичная акация.Млекопитающие Австралии. Коала, кенгуру, вомбат, намбат, опоссум,
бандикут. Для чего нужны сумки сумчатым животным.Утконос, ехидна, сумчатый дьявол,
собака динго, кролики. Почему исчезли сумчатые волки.Птицы Австралии. Страус Эму,
казуар, лирохвост, киви, какаду, розелла, нестор, райская птица, шалашник. Рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся Австралии. Цератод, сцинк, варан, молох, гаттерия. Пауки и
насекомые Австралии. Бражник вьюнковый, жёлтый адмирал, люцерновая пчела листорез,
парусник Уилисса.
Развивающие игры: «Собери название животного». Головоломка «Найди сумчатое
животное».
Подвижная игра «Растение или животное».
Соедини по точкам (Рисование контура животного по точкам).
Работа в группах: Анаворд «Австралия». Филворд «Австралия».
Кроссворд «Австралия». Просмотр фильма.
Тема 5. Африка (3 часа)
Растительный мир Африки. Баобаб, банан, равеналла, сейба, кофейное дерево,
финиковая пальма, хлебное дерево.Животные - рекордсмены Африки. Слон, жираф, гепард,
хамелеон. Птицы Африки: птица секретарь, птица носорог, фламинго, ибис, марабу, жако,
страус, грифы. Саванна и её обитатели. Антилопа, буйвол, зебра, жираф, газель, гиена, гепард,
лев. Почему в саванне уживаются разнообразные растительноядные животные. Жизнь в
стаде. Экологические группы: хищные, травоядные, падальщики. Цепи питания. Жители
пустыни. Лисица- фенек, верблюд, златокрот. Растения пустыни: велвичия, алоэ. Нил самая длинная река на планете. Обитатели водоёмов Африки. Бегемот, крокодил,
протоптер.Тропические леса. Земноводные Африки. Волосатая лягушка, гладкая шпорцевая
лягушка, зелёная жаба, лягушка - голиаф. Насекомые Африки. Муха цеце. Человекообразные
обезьяны в Африке. Горилла, шимпанзе. Проблемы сохранения. Обобщающее занятие
«Африка».
Поделки из солёного теста или пластилина «Тропические фрукты».
Развивающие игры: «Съедобное - несъедобное», «Кто и чем питается»,
«Кто и где живёт».
Конкурс пантомим «Изобрази животное».
Просмотр кинофрагмента «Львы саванны». Коллективная работа «Растения и
животные Африки» (создание проекта по животному и растительному миру Африки).
Тема 6. Южная Америка (3часа)
Растительность Южной Америки (шоколадное дерево, араукария, гевея, папайя,
ваниль, стевия, ребо, хинное дерево, пальмы). Обитатели Амазонки (пиранья, анаконда,
гоацин, капибара, кайман). Животные Южной Америки (ленивец, тапир, муравьед,
броненосец).Копытные животные Южной Америки (пекари, гуанако, лама, альпака, морские
свинки).Кошачьи Южной Америки (ягуар и другие кошачьи).Птицы Южной Америки
(колибри, страус нанду, тукан, попугай Ара).Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся Южной
Америки (ага, коралловый аспид, матамата).Пауки и насекомые Южной Америки
(геликониды, дровосек-титан, жук-геркулес, совка- агриппина).Национальные парки Южной
Америки. Проблемы сохранения влажных тропических лесов.Обобщающее занятие «Южная
Америка».
Аппликация «Пальма», «Колибри».
Дидактические игры: «Найди 15 отличий», «Кто же лишний».
Ребусы.
Изготовление листовок в рамках недели Защиты животных IFAW.
Коллективная работа «Растения и животные Южной Америки».
Тема 7. Северная Америка 3(часа)
Растительность Северной Америки (кактус, секвойя, клён, берёза, дуб). Животные
Северной Америки (скунс, опоссум, енот, дикобраз).Мускусный бык, бизон, антилопа
вилорог, снежная коза. Хищники: (пума, койот, гризли, барибал). Медведи и человек возникающие проблемы и пути их решения. Какие животные обитают на обоих
Американских континентах. Птицы Северной Америки (калифорнийский кондор, пеликан,
индейка, белоголовый орлан, канадская казарка). Обитатели водоёмов Северной Америки
(аллигатор миссисипский). Земноводные и пресмыкающиеся. Северной Америки (древесная
лягушка, ядозуб, гремучая змея, грифовая черепаха). Пауки и насекомые Северной Америки
(тарантул, жук-чернотелка, муравьи-цистерны, термиты). Обобщающее занятие «Северная
Америка».
Дидактические игры «Северная или Южная фауна».
Просмотр кинофрагмента «Природа Северной Америки». Кроссворд «Северная
Америка».
Игра «Поле Чудес»
Тема 8. Евразия (6 часов)
Самый большой материк. Природные зоны. Тундра. Особенности климата. Холодная
и долгая зима, короткое лето. Полярная ночь и полярный день. Северное сияние. Растения
карлики. Животные тундры. Северныйолень, лемминг, песец, белая куропатка. Тайга.
Особенности климата. Вечная мерзлота. Таёжные леса. Лиственница, кедровая сосна.
Животный мир тайги. (Бурый медведь, росомаха, соболь, волк, сойка, белка, куница, рысь,
уссурийский тигр). Смешанные леса. Умеренная зона. Причины смены времён года.
Смешанные леса: сосна, береза, клён. Животные: заяц, лиса, олень. Степи: места обитания
злаков. Травоядные животные. Почему некоторые животные Северной Америки и Евразии
так похожи. Пустыни. Приспособления к жизни в пустыне. Верблюд, змеи, ящерицы,
саксаул, перекати-поле, акация пустынная, верблюжья колючка. Влажные тропические леса.
Особенности климата. Как растения приспособились к жизни в тропическом лесу. Лианы,
большие деревья, эпифиты, паразиты. Животные
тропического
леса
Евразии.
Обобщающие занятия по теме «Евразия».
Индивидуальная работа: Аппликация из шерсти «Лисичка». Поделки из шишек.
Аппликация из цветной бумаги «Гриб», «Смешанный лес». Поделка из солёного теста.
«Белка».
Панно «В таёжном лесу», панно из фигурных макарон «Поле», «Верблюд»,
«Мартышка».
Раскрась картинку «Дикие животные Евразии».
Дидактические игры: «Подбери пару», «Найди 15 отличий», «Кто же лишний»,
«Кто и где живёт».
Тема 9. Природа родного края (10 часов)
Географическое положение, история возникновения города Краснотурьинск
(пос.Воронцовка), Свердловской области. Рельеф Свердловской области. Полезные
ископаемые Свердловской области. Почвы Свердловской области. Охрана почв. Внутренние
воды области (реки, озёра, пруды, болота, водохранилища подземные воды). Охрана вод.
Растительный мир Уральского края. Первоцветы. Красиво цветущие растения наших лесов и
лугов. Красная книга Свердловской области. Животный мир Свердловской области. Особо
охраняемые природные территории края. Заповедники: «Денежкин камень», Висимский
заповедник, национальный парк «Припышминские боры». Как вести себя в природе.
Обобщающее занятие по теме «Природа родного края».
Работа с контурными картами.
Аппликация «Герб родного города».
Конкурс рисунков «Родные просторы».
Просмотр кинофрагмента «Особо охраняемые территории Свердловской области».
Викторина по кинофрагменту. Конкурс листовок на тему «Берегите природу!», «Береги
первоцветы!».
Виртуальная экскурсия в Свердловский краеведческий музей.
Игра «Как ты знаешь свой край»
Экологическая акция «Чистоту школьной территории»
Тема 10. Итоговые занятия (2 часа)
Итоговое тестирование по программе. Награждение натуралистов. Биологическое
лото. Викторина.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение «Путешествие натуралиста» в 5 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета характеризуются:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту и в природной
среде; формировать культуру общения с животными как части экологической культуры,
гуманного отношения к животным; определять потребности в активной личной поддержке
мероприятий и акций, направленных на заботу о животных; понимать необходимость
бережного и естественного отношения к богатству природы и к самому себе, как
неотъемлемой части природы; определять характер взаимоотношений человека и природы.
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к познанию природы мира, России, регионов и своего края;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к природному наследию и объектам природного и культурного
наследия человечества.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований
и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес
к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Эстетическое воспитание:
ценностное отношение к природе и культуре своей страны, своей малой родины;
природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного
наследия человечества.
Ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие
научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской
деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в
группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых
когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего
мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с
информацией).
Базовые логические действия:
выявлять
и характеризовать существенные признаки биологических и
географических объектов (явлений);
устанавливать
существенный
признак
классификации
биологических
и
географических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической или географической задачи выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять
причинно-следственные связи при изучении биологических и
географических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных
и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно
выбирать способ решения учебной биологической или
географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев)
Базовые исследовательские действия:
Использовать географические и биологические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
формулировать географические и биологические вопросы, фиксирующие разрыв
между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим и биологическим
аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое или биологическое исследование, в
том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых
географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между
географическими объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического и
биологического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и
выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических и биологических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической и биологической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую и биологическую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, в различных источниках географической и биологической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической и
биологической информации;
оценивать надёжность географической и биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую и биологическую информацию в разных формах.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность
социальных навыков обучающихся.
Общение:
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим и
биологическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения по географическим и биологическим вопросам
с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Сотрудничество:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной биологической и географической задачи;
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
3) Универсальные регулятивные действия
обеспечивают
формирование
смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические и географические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной биологической или географической задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических и
географических знаний об изучаемом биологическом или географическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся
научится
(для
использования в повседневной жизни и
обеспечения
возможности
успешного
продолжения образования на базовом
уровне)
Приводить примеры животных.
Выпускник
получит
возможность
научиться (для обеспечения возможности
успешного продолжения образования на
базовом и углублённом уровнях)
Определять животных с помощью атласаопределителя.
их Моделировать природные сообщества.
Соотносить группы животных и
существенные признаки.
Использовать имеющие знания о животных в
повседневной жизни.
Выполнять правила безопасного поведения в
природе.
Проводить описание организма (растения,
животного) по заданному плану; выделять
существенные
признаки
строения
и
процессов жизнедеятельности организмов,
характеризовать организмы как тела живой
природы, перечислять особенности растений,
животных, грибов.
Раскрывать понятие о среде обитания
(водной, наземно-воздушной, почвенной,
внутриорганизменной),
условиях
среды
обитания.
Обнаруживать простейшие взаимосвязи в
живой природе.
Использовать полученные знания для
объяснения
необходимости
бережного
отношения к природе.
Представлять результаты фенологических
наблюдений и наблюдений за погодой в
различной форме (табличной, графической,
географического описания).
Применять методы биологии (наблюдение,
описание, классификация, измерение,
эксперимент): проводить наблюдения за
организмами, описывать биологические
объекты, процессы и явления; выполнять
биологический рисунок и измерение
биологических объектов.
ТЕМАТИЧЕСКОН ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование
Количество часов
п/п
разделов и тем
всего контрол практи
программы
ьные
ческие
работы работы
1
Знакомство с целями и
1
задачами курса
факультатива, планом
работы.
2
Знакомство с
1
понятиями натуралист,
биолог, эколог,
наблюдение, виды
оформления
наблюдений, жизнь
живых организмов.
3
Форма Земли. Соседи
1
1
по планете.
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Ознакомление с целями, Стартовый
задачами
учебного контроль.
предмета, а также с планом
работы.
Ознакомление с основными Устный опрос.
понятиями
учебного
предмета.
Ознакомление с глобусом – Практическая
модель Земли. Конкурс работа.
рисунков.
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
https://school5.ur
alschool.ru/
https://kopilkauro
kov.ru/
https://easyen.ru/l
oad/
https://infourok.r
u/konkursnopoznavatelnayaigra-sosedi-poplanete2020184.html
http://schoolcollection.edu.ru/
catalog/rubr/2d5d
c937-826a-46958479da00a58992ce/?i
nterface=catalog
4
5
6
7
8
9
Названия океанов,
условность деления.
Что представляет из
себя дно океанов.
Самые большие живые
существа планеты жители океанов
(китообразные). Кто и
как живет на глубине.
Рыбы – жители
океанов. Растения
океанов.
Арктика и Антарктика
– царство льда.
Айсберг. Растительный
мир Антарктиды.
Животные Антарктиды.
Растительный мир
Австралии.
Млекопитающие,
птицы, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
пауки и насекомые
Австралии.
Растительный мир
Африки.
Ознакомление с Мировым Дидактические
океаном; на какие океаны игры.
делят
Мировой
океан.
Изучение
дна
океана.
Создание аппликации.
1
1
1
Знакомство с жителями Практическая
океанов.
Работа
в работа.
контурных картах.
&class%5b%5d=
48&subject%5b
%5d=28
http://geography.s
u/atlas/item/f00/s
00/z0000000/
http://900igr.net/p
rezentacii-pogeografii.html
http://geography.s
u/atlas/item/f00/s
00/z0000000/
http://900igr.net/p
rezentacii-pogeografii.html
1
1
1
1
Ознакомление с материком.
Знакомство с растительным
и
животным
миром
Антарктиды. Изготовление
панно.
Изучение
растительного
мира Австралии.
Изучение животного мира
Австралии.
Дидактические
игры.
https://geography
ofrussia.com/
Дидактические
игры.
Дидактические
игры.
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://bio.1sept.r
u/urok/
Знакомство с Африкой и её Творческая
растительным миром.
работа.
https://bio.1sept.r
u/urok/
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Животные рекордсмены Африки.
Птицы Африки.
Экологические группы:
хищные, травоядные,
падальщики.
Обобщающее занятие
«Африка».
Растительность Южной
Америки.
1
Знакомство с животным Творческая
миром Африки.
работа.
https://bio.1sept.r
u/urok/
1
Устный опрос.
Устный опрос.
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://bio.1sept.r
u/urok/
Животные Южной
Америки. Птицы, пауки
и насекомые Южной
Америки.
Национальные парки
Южной Америки.
Обобщающее занятие
«Южная Америка».
Растительность
Северной Америки.
1
Проведение
конкурса
«Пантомим» животных.
Знакомство с материком Южная Америка. Изучение
растительного мира Южной
Америки.
Знакомство с животным
миром Южной Америки.
Творческая
работа.
https://bio.1sept.r
u/urok/
Практическая
работа.
Дидактические
игры.
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://bio.1sept.r
u/urok/
Животный мир
Северной Америки.
Птицы, земноводные и
пресмыкающиеся,
пауки и насекомые
Северной Америки.
Обобщающее занятие
«Северная Америка».
Самый большой
1
Изготовление
листовок
«Защита животных».
Знакомство с материком –
Северная
Америка.
Знакомство
с
его
растительным миром.
Изучение животного мира
Северной Америки.
Дидактические
игры.
https://bio.1sept.r
u/urok/
Проведение дидактических Дидактические
игр на пройденную тему.
игры.
Знакомство с материком – Устный опрос.
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://bio.1sept.r
1
1
1
1
1
1
19
20
материк. Природные
зоны. Тундра. Тайга.
Смешанные леса.
Умеренная зона.
Степи: места обитания
злаков. Травоядные
животные.
1
1
21
Пустыни.
1
22
Влажные тропические
леса. Животные
тропического леса
Евразии.
Обобщающее занятие
«Евразия».
1
Географическое
положение, история
возникновения города
Краснотурьинска
(пос.Воронцовка).
Рельеф Свердловской
области, полезные
ископаемые и почвы
Свердловской области.
1
Внутренние воды
области. Охрана вод.
1
23
24
25
Евразия.
Изучение его
природных зон.
Ознакомление с видами
лесов.
Знакомство со степью и с
растительностью
степей.
Создание аппликации по
изучению
травоядных
животных.
Знакомство с пустынями.
1
1
u/urok/
Устный опрос.
Творческая
работа.
Творческая
работа.
Ознакомление с влажными Дидактические
тропическими лесами и игры.
животными, которые там
обитают.
Закрепление
полученных Устный опрос.
знаний по пройденному
разделу.
Ознакомление с географией Практическая
родного края. Практическая работа.
работа в контурных картах.
Изучение вод Свердловской Устный опрос.
области.
Знакомство
с
охраной вод в данной
области.
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://bio.1sept.r
u/urok/
http://краснотурь
инск-адм.рф/ogorode/naselenny
e-punktygorodskogookruga/poselki/po
selokvorontsovka-_11
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://ecoportal.i
26
27
28
29
30
31
32
Растительный мир
Уральского края.
Красная книга
Свердловской области.
1
Животный мир
Свердловской области.
Особо охраняемые
природные территории
края. Заповедники.
1
Как вести себя в
природе.
Обобщающее занятие
«Природа родного
края»
Виртуальная экскурсия
в Свердловский
краеведческий музей.
Экологическая акция
«Чистоту школьной
территории»
1
1
1
1
Ознакомление
с Практическая
растительным
миром работа.
Уральского края. Изучение
Красной
книги
Свердловской
области.
Практическая работа по
Красной книге.
Изучение животного мира Устный опрос.
Свердловской области.
Ознакомление
с особо Устный опрос.
охраняемыми
территориями Уральского
края.
Заповедники
Свердловской области.
Составление
правил Устный опрос.
поведения в природе.
Закрепление знаний по Текущий
пройденному разделу.
контроль.
nfo/oxrana-vody/
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://ecoportal.i
nfo/krasnayaknigasverdlovskojoblasti/
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://yandex.ru/
video/preview/?fi
lmId=815745946
1657844326&fro
m=tabbar&text=з
аповедники+све
рдловской+обла
сти
https://bio.1sept.r
u/urok/
https://bio.1sept.r
u/urok/
1
Виртуальная экскурсия.
Виртуальная
экскурсия.
https://bio.1sept.r
u/urok/
1
Проведение акции.
Акция.
https://infourok.r
u/
33
34
Итоговое тестирование
по программе.
Награждение
натуралистов.
Биологическое лото.
Викторина.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
Проверка
обучающихся.
Награждение.
1
Закрепление
полученных Устный опрос.
знаний по пройденному
курсу учебного предмета
«Путешествие
натуралиста».
34
0
5
знаний Итоговый
контроль.
https://learningap
ps.org/
https://learningap
ps.org/
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
всего
Количество часов
Дата
контрольные практические изучения
работы
работы
Виды, формы
контроля
1
Знакомство с
целями и
задачами курса
факультатива,
планом работы.
1
Стартовый
контроль.
2
Знакомство с
понятиями
натуралист,
биолог, эколог,
наблюдение,
виды оформления
наблюдений,
жизнь живых
организмов.
Форма Земли.
Соседи по
планете.
Названия
океанов,
условность
деления. Что
представляет из
себя дно океанов.
Самые большие
живые существа
планеты - жители
океанов
(китообразные).
Кто и как живет
на глубине. Рыбы
– жители океанов.
Растения океанов.
Арктика и
Антарктика –
царство льда.
Айсберг.
Растительный
мир Антарктиды.
Животные
Антарктиды.
Растительный
мир Австралии.
Млекопитающие,
птицы, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
пауки и
насекомые
Австралии.
1
Устный опрос.
3
4
5
6
7
8
1
1
Дидактические
игры.
1
1
Практическая
работа.
1
Практическая
работа.
1
Дидактические
игры.
1
Дидактические
игры.
Дидактические
игры.
1
9
Растительный
мир Африки.
1
Творческая
работа.
10
Животные рекордсмены
Африки. Птицы
Африки.
Экологические
группы: хищные,
травоядные,
падальщики.
Обобщающее
занятие
«Африка».
Растительность
Южной Америки.
Животные
Южной Америки.
Птицы, пауки и
насекомые
Южной Америки.
Национальные
парки Южной
Америки.
Обобщающее
занятие «Южная
Америка».
Растительность
Северной
Америки.
Животный мир
Северной
Америки. Птицы,
земноводные и
пресмыкающиеся,
пауки и
насекомые
Северной
Америки.
Обобщающее
занятие
«Северная
Америка».
Самый большой
материк.
Природные зоны.
Тундра. Тайга.
Смешанные леса.
Умеренная зона.
Степи: места
обитания злаков.
Травоядные
животные.
Пустыни.
1
Творческая
работа.
1
Устный опрос.
1
Устный опрос.
1
Творческая
работа.
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
1
1
Практическая
работа.
1
Дидактические
игры.
1
Дидактические
игры.
1
Дидактические
игры.
1
Устный опрос.
1
Устный опрос.
1
Творческая
работа.
1
Творческая
работа.
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Влажные
тропические леса.
Животные
тропического
леса Евразии.
Обобщающее
занятие
«Евразия».
Географическое
положение,
история
возникновения
города
Краснотурьинска
(пос.Воронцовка).
Рельеф
Свердловской
области,
полезные
ископаемые и
почвы
Свердловской
области.
Внутренние воды
области. Охрана
вод.
Растительный
мир Уральского
края. Красная
книга
Свердловской
области.
Животный мир
Свердловской
области.
Особо
охраняемые
природные
территории края.
Заповедники.
Как вести себя в
природе.
Обобщающее
занятие «Природа
родного края»
Виртуальная
экскурсия в
Свердловский
краеведческий
музей.
Экологическая
акция «Чистоту
школьной
территории»
Итоговое
1
Дидактические
игры.
1
Устный опрос.
1
1
Устный опрос.
1
1
Практическая
работа.
1
Практическая
работа.
1
Устный опрос.
1
Устный опрос.
1
Устный опрос.
1
Текущий
контроль.
1
Виртуальная
экскурсия.
1
Акция.
1
Итоговый
тестирование по
программе.
Награждение
натуралистов.
34 Биологическое
лото. Викторина.
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ
контроль.
Устный опрос.
1
34
0
5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Тетрадь, простой карандаш, цветные карандаши, линейка, ластик. Цветная бумага,
цветной картон, пластилин, ножницы, клей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- оборудованный кабинет учебными местами;
- методическое сопровождение (литература, дидактические материалы);
- нормативные документы (положения, инструкции).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.ebio.ru/index-1.html
https://www.google.com/url?q=http://bio.1september.ru/urok/&sa=D&ust=1604341088416000&usg
=AOvVaw1WUIbHFzdExuuM5yzdraFx
https://www.google.com/url?q=http://biologyonline.ru/&sa=D&ust=1604341088417000&usg=AOvVaw3Lvls9cQhCFFSUpYgJx4I8
http://learningapps.org
https://kahoot.com
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы, презентации, ноутбук, проектор, интерактивная доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ