Образовательная программа дополнительного образования детей (2)

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1

Пояснительная записка

1.2

Планируемые результаты освоения программы дополнительного
образования

1.3.

Система оценки достижения планируемых результатов освоенияобучающимися
программы дополнительного образования

2.1.

Организация
образования

2.2.

Программы

2

2. Содержательный раздел
образовательной
деятельности

дополнительного

дополнительных объединений

5

16

17
18

3. Организационный раздел
3.1
3.2

Учебный план
Система
условий
образования

реализации

программы

дополнительного

20
22

1

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка
Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в
интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и
создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе
возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении
дополнительного образования. В сфере дополнительного образования ребёнок может
реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к
позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного
предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак
дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное
образование – это образование целевого выбора.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает
содержательную составляющую Основной образовательной программы начального
общего образования, основного общего образования МАОУ «ООШ № 5» и
способствует практическому приложению умений и навыков детей, полученных в
общеобразовательном учреждении, стимулирует их познавательную мотивацию,
развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу.
Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность
дополнительного образования в МАОУ «ООШ № 5»:
 Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993 г.)
 Трудовой кодекс РФ.
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
 Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. (Принят
Государственной Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона от
13.01. 2001г. № 1-ФЗ).
 Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений".
 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная
Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271;
 План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы,
утвержденный
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 7
сентября 2010 года N 1507-р;
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования приказ № 374 от 6.10.2009 года.
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования приказ № 1897 от 17.12.2010 года.
 Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р «Концепция
развития дополнительного образования детей».
 Устав МАОУ "ООШ № 5".
 Распоряжение Правительства Свердловской области от 11.12.2020 года № 674-РП
"О создании в Свердловской области в 2021-2024 годах центров образования
ественно-научной и технологической направленностей "Точка роста.
 Распоряжение правительства свердловской области № 98-РП, изменения № 1 в
Распоряжение правительства 674-РП.
 Распоряжение правительства Свердловской области № 709-РП, изменения № 2 в
2

распоряжение правительства 674-РП
 Приказ № 774-Д "О создании в 2022 году в Свердловской области на базе
общеобразовательных учреждений центров "Точка роста.
 Распоряжение правительства Свердловской области № 768-РП "Об утверждении
Концепции реализации мероприятия.
Функции дополнительного образования в общеобразовательной школе:
Образовательная–обучение ребенка
по
дополнительным
образовательным
программам, получение им новых знаний;
Воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения,
формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких
нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к
культуре;
Информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из
которого воспитанник берет столько, сколько хочет и может усвоить);
Коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского
общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым
видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая
предпрофессиальную ориентацию.
Интеграционная– создание единого образовательного пространства школы;
Компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и
дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для
ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку
определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой
деятельности;
Социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
Самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей
должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы.
Во-первых,
дополнительное
образование
оказывает
воздействие
на
образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы:
– углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам;
– делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
– стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
– повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.
Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное
воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка
потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к
творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах
сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует
укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля
школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет
формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение
противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в
досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению
традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в
ней.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
3

Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с
изменениями в законодательстве в области образования.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности программы
результаты участия в городских, окружных, школьных конкурсах, выставках,
соревнованиях и других мероприятиях.
Цели и задачи.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к
познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и
внеурочной деятельности в интересах личности.
Задачи:
1. Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать
возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать
условия для полной занятости обучающихся.
2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным образованием.
3. Сформировать условия для успешности обучающихся.
4. Организовать социально-значимый досуг.
5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные, культурно- досуговые
программы и программы внеурочной деятельности, максимально удовлетворяющие
запросам обучающихся.
6. Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности.
7. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и
подростков.
8. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную
занятость подростков «группы риска».
С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на
каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
I. Уровень начального общего образования.
Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их
общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора
дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».

II. Уровень основного общего образования.
Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие
творческих способностей личности в избранной области деятельности.
Режим работы:
Занятия возможны практически с любого возраста (от 6,5 до 15 лет), при любом
уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его
направление деятельности.
Направления деятельности:
Реализация
задач происходит при
помощи образовательных
программ
по 6 направлениям деятельности:
 художественно-эстетическое;
 военно – патриотическое;
 эколого-биологическое;
 физкультурно-спортивное;
 техническое.



естественнонаучное

4

№
п/п

Система дополнительного образования в МАОУ «ООШ № 5»
Направление программ
Наименование

1.

Художественно-эстетическое

2.
3.

Военно – патриотическое
Эколого-биологическое

Кружок «Творчество мастеров»; "Юный
многофункциональный человек (ЮМЧ)"
Объединение «Юнармейцы»
Объединение «Экологический отряд».

4.

Физкультурно-спортивное

Школьный спортивны клуб "Олимпик"

6.

Техническое

7.

Естественно-научное

Кружок «Робокуб», Кружок "3Д
моделирование и компьютерная графика"
Кружок "Физика вокруг нас", "Биоквантум",
"Зеленая лаборатория",

В 2022-2023 учебном году учебно-воспитательный процесс реализуется по 8
образовательным программам (программа одного года обучения).
Планируемые результаты освоения обучающимися
Обучающиеся, прошедших обучение в объединениях дополнительного образования,
должны:
 обладать способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в
нем, осознавать свою роль и уметь выбирать целевые и смысловые установки для
своих действий и поступков, принимать решения;
 знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовнонравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов,
культурологические основы социальных явлений и традиций;
 уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимуюинформацию,
преобразовывать, сохранять и передавать ее;
 уметь применять коммуникативные навыки, необходимые для общения в учебной,
повседневно-бытовой, деловой сферах, сферах досуга и развлечения;
 овладеть способами духовного и интеллектуального саморазвития;
 овладеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях с точки
зрения здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

1.2.

1.2. 1 Планируемые результаты освоения образовательной программы:
«Биоквантум»
Личностные:
 мотивация к обучению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики;
 коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной и соревновательной деятельности;
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
5

анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметные:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение практически применять полученные знания в ходе учебной и проектной
деятельности.
 умение работать с разными источниками информации;
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить
вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи;
 умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии
и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою
точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
 понимание роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
 знания о различных направлениях развития современной биологии и биотехнологии,
а также смежных отраслей знания;
 применение научного подхода к решению различных задач, овладение умением
формулировать гипотезы, планировать и проводить эксперименты, соотносить свои действия
с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы и действия в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 освоение техник микроскопии;
 получение практических навыков работы в современной биологической
лаборатории;
 умение интерпретировать полученные результаты, проводить обработку результатов
измерений с использованием пакетов прикладных программ.
• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния
окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
• знание и соблюдение правил работы в кабинете и участке;
• соблюдение правил работы с приборами и инструментами;
• освоение приемов выращивания и размножения растений, ухода за ними;
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



«3D моделирование и компьютерная графика»
Личностные результаты:
готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, общественной активной личности, гражданской позиции,
культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни,
которые представлены следующими компонентами: мотивационно-целостными
6































(самореализация, саморазвитие, самосовершенствование); когнитивными (знания,
рефлексия деятельности); операциональными (умения, навыки); эмоциональноволевыми (самооценка, эмоциональное отношение к достижению);
учебно – познавательного интерес к Декоративно-прикладному искусству;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и
результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты:
усвоение учащимися способов
универсальных учебных действий
и
коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к
самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;
развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности.
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания творческих работ.
Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций,
усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои
действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и характере сделанных ошибок.
Предметные результаты:
развитие интереса к предмету, включение в познавательную деятельность,
приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных учащимися в
ходе изучения предмета,
уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
понимать образную сущность искусства;
выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
По графике
Обучающиеся будут знать:
состав компьютера и назначение его основных устройств;
что такое Рабочий стол;
назначение, функции основных графических программ и их инструментов;
форматы графических файлов;
цветовые модели;
особенности, достоинства и недостатки растровой и векторной графики.
Обучающиеся будут уметь:
выбирать и загружать нужную программу;
уметь работать с папками и файлами;
7



создавать из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.) рисунки и сохранять
их в различных графических форматах;
 уметь работать в графических редакторах Paint, 3D Paint, TuxPaint ;
 обрабатывать информацию посредством современных компьютерных технологий;
 выполнять основные операции над графическими объектами (перемещать,
копировать, вращать и т.д.);
 работать с текстом в различных графических редакторах;
 работать с фотографиями (редактировать, монтировать), создавать коллажи;
 создавать графические объекты в программах: Paint, 3D Paint, TuxPaint;
 способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата.
По 3D-моделированию
Обучающиеся будут знать:
 программы по 3х-мерному моделированию
 особенности работы в 3Dпрограммах (Tinkercad и др.)
 основные приемы работы с 3D-ручкой
Обучающиеся будут уметь:
 использовать простейшие приемы конструирования,
 создавать плоскостные и объемные изображения и модели.
«Робокуб»
Личностные УУД:
• Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей
правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и
сотрудничества).
• В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат задания, нацеленные на 2-ю линию
развития – умение определять свое отношение к миру.
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.
• Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения задачи в один шаг.
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служат задания, нацеленные на 1-ю линию
развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
• Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
• Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
8

• Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
К концу обучения обучающиеся должны
Получат возможность научиться
- технике безопасности при работе с
инструментами;
- давать названия и назначение окружающих
и
часто
встречающихся
технических
объектов;
- давать название основных частей
изготавливаемых макетов и моделей;
давать
название
и
назначение
инструментов ручного труда, правила
пользования ими;
- элементарным свойствам бумаги и
картона, доступным способам их обработки;
- простейшим правилам организации
рабочего места;
- правилам разметки по шаблонам;
- способам соединения деталей из бумаги и
картона;

-

Научаться
- соблюдать правила техники безопасности;
- выделять общие и индивидуальные
признаки предметов и технических объектов;
определять
основные
части
изготавливаемых макетов и моделей и
правильно произносить их названия;
узнавать
и
называть
плоские
геометрические
фигуры
и
объемные
геометрические тела;
правильно
пользоваться
ручными
инструментами;
- организовывать рабочее место и
поддерживать на нем порядок во время
работы;
- бережно относиться к инструментам и
материалам; экономно размечать материал с
помощью шаблонов;
правильно
выполнять
изученные
технологические операции;

«Зелёная лаборатория»
Личностные результаты:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства сприродными
объектами.
Формирование:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной
деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как
значимую сферу человеческой жизни.
Предметные результаты:
знать методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
знать понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
знать основные источники информации;
9

-

знать правила оформления списка использованной литературы;
знать
способы познания
окружающего мира (наблюдения,
эксперименты);
понимать основные этапы организации проектной деятельности (выбортемы,
сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
знать
источники информации (книга,старшие
товарищи
и
родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Метапредметные результаты:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться
словарями,
энциклопедиями и другими
учебнымипособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.

«Физика вокруг нас»
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных результатов:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;

мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;

формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к авторам открытий и
изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих метапредметных результатов:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
10


развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли,
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;

освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами
решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Регулятивные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;

ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:

определять необходимое(ые) действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачами и составлять алгоритм его(их) выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задач;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения
практических задач определённого класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и
оценки своей деятельности;
11


отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации
и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения.
Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определённым
критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приёмы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для
достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряжённости), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД.
1.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
12


выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчинённых ему
слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;

объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений
к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять
способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать дан- ные
логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа её решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с
ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации,
поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
13


ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

критически оценивать содержание и форму текста.
3.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:

определять своё отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;

выражать своё отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
4.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение.
Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определённую роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнёра, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);

устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
14

2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной
деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках
диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/
отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач, с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание пи- сем, сочинений, докладов, рефератов,
создание презентаций и др.;

использовать информацию с учётом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих предметных результатов:

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла
физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать
зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы,
оценивать границы погрешностей результатов измерений;

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические
задачи на применение полученных знаний;
15


умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в
объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной
культуры людей;

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и
формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и
теоретических моделей физические законы;

коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие
источники информации.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Определяя результаты реализации дополнительных образовательных программ,
необходимо различать среди них следующие:
- выделенные по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные,
текущие;
по
факту
преднамеренности:
планируемые
(запланированные,
предусмотренные) и стихийно полученные (незапланированные, случайные,
непреднамеренные);
- по отношению к целям (по соотношению с целями): “целесообразные” и
“нецелесообразные (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не
соответствующие им полностью или частично);
- по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);
- по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в
высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые).
Оценка образовательной деятельности ребенка должна осуществляться по
учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования
детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах;
получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками
отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.
Но далеко не каждый ребёнок способен подняться до уровня грамоти
призовых мест. Также фиксация преимущественно предметных результатов зачастую
искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения
остаются его личностные результаты.
Конечно, формирование личностных качеств – процесс длительный, он
носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее,
выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте,
необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой дополнительного
образования детей.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе
дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным
знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств
обучающихся. О ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
 предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения
образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
 личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием

1.3

16

занятий в данном кружке, студии, секции).
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому
педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные
мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли
по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми
разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка,
олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача
нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.п.
Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям;
отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства
неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь
определенного успеха.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.
Организация образовательной деятельности дополнительного образования
Педагогический коллектив школы предлагает обучающимся свободный выбор
дополнительных образовательных программ, в соответствии с их интересами,
склонностями и способностями.
Образовательный процесс в школе строится с учётом индивидуального развития
личности ребёнка. В ходе образовательного процесса реализуются принципы педагогики
сотрудничества и сотворчества, что позволяет достаточно рано выявить природные
наклонности и способности конкретного ребёнка и создать условие для развития
личности.
Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через
различные объединения детей по интересам. Это кружки, объединения, отряды и др.
При этом основным способом организации деятельности детей является их
объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами, которые
совместно обучаются по единой образовательной программе в течение учебного года.
Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным способом
организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений.
В них могут заниматься дети от 6,5 до 16 лет. Каждый ребенок может заниматься в
одной или нескольких группах.
В период школьных каникул занятия могут:
 проводиться
по специальному
расписанию
с переменным
составомучащихся;
 продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.
 проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий сцелью
профориентации подростков.
В период школьных каникул учебные группы работают по специальному
расписанию, занятия могут быть перенесены на дневное время;
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного
профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х
объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение
занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного
профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.
Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться в любой
день недели, включая воскресные дни и каникулы. Между учебными занятиями и
17

посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для
отдыха не менее часа.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом
объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам
(клубы, студии, театр и т.п.), в которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 6,5 до 16
лет. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в
списочный состав и по согласованию с педагогом.
Численный состав детских объединений определяется программой педагога в
зависимости от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности данной
группы:
 на первом году обучения – 12- 15 человек;
 на втором году обучения – 10-12 человек;
 на третьем и последующих годах обучения – 8- 10 человек.
В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены
учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие
собеседование или иные испытания.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть
объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут быть
использованы на открытие новых детских объединений
Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных
возрастов.
Согласно СанПиН СП 2.4.3648 – 20, продолжительность занятий детей в
объединениях дополнительного образования не должна превышать:
в учебные дни – 1,5 часа;
в выходные и каникулярные дни – 3 часа.
После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее
10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.
Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся.
Можно рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия (с поправкой на
то, в какой день недели проходит занятие – в обычный учебный день после уроков или в
выходной):
 для детей дошкольного возраста – от 40 минут до 1 часа - при условии проведения
занятий в игровой форме со сменой деятельности через каждые20 минут;
 для младших школьников – от 1часа до 2-х часов;
 для школьников среднего и старшего возраста – от 1,5 до 3-х часов.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение
продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в программе
педагога. Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми - от 30 до
60 минут 2 раза в неделю. Продолжительность и периодичность индивидуальных
занятий устанавливается и обосновывается программой педагога.
Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы заканчивались
занятия в системе дополнительного образования детей не позднее 20.00.

18

В 2022 – 2023 учебном году в школе действует 8 дополнительных объединений:
№

НаименованиеДО

1

Кружок «Творчество
мастеров»
Кружок «Биоквантум»

2

Срок
реализации

Кол-во
обучающихся

Ларичева Н.И.

1

12

7 - 11

2

Швыркина А.П.

1

18

6,5 - 12

3

Ф.И.О.
педагога

Возраст
обучающихся
(лет)

Кол-вогрупп

3

Кружок «Зелёная
лаборатория»

Меньшикова Е.С.

1

12

12 - 15

2

4

Школьный спортивный
клуб «Олимпик»

Новикевич К.В.

1

18

6,5 - 15

3

5

Кружок «3D
моделирование и
компьютерная
графика»
Кружок «Робокуб»

Ларичева Н.И.

1

10

10-11

1

Зиннурова Р.Р.

1

12

6,5 - 13

2

Тымченко Н.А.

1

6

10 - 15

1

Анисимкова А.А.

1

12

6,5 - 10

2

6
7
8

Кружок «Физика
вокруг нас»
Кружок «Юный
многофункциональный
человек»

Программы дополнительных объединений
Программы дополнительных объединений представлены в рабочих программах педагогов дополнительного образования
(приложение к программе).

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план на 2022-2023 учебный год

Учебный план дополнительного образования разработан с учетом интересов
обучающихся и профессионального потенциала педагогического коллектива. Учебный
план отражает цели и задачи образования и воспитания в МАОУ «ООШ
№ 5», направленные на развитие индивидуальных возможностей и способностей
учеников.
Главная задача – формирование и развитие нравственной, самостоятельной,
творческой и здоровой физически личности учеников, свободно адаптирующихся в
современном обществе и преумножающих культурное наследие страны.
Дополнительные образовательные программы реализуются в интересах личности,
общества, государства.
Учебный план занятий объединений дополнительного образования на 2022 – 2023
учебный год разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным программам, утвержденный приказом Минпросвещения от
09.11.2018 « 196;
 Санитарные правила (СП 2.4.3648 – 20);
 Устав МАОУ «ООШ № 5».
Целью дополнительного образования является выявление и развитие способностей
каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, здоровой физически,
творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями,
ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в результате на
участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения программ
дополнительного образования, имеющих художественную, физкультурно – спортивную
направленность, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей.
Продолжительность освоения программ определяется педагогом в соответствии с
запросами детей и родителей и утверждается директором школы.
Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию
с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста обучающихся,
продолжительностью освоения данной программы. Расписание составляется с опорой на
санитарно – гигиенические нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий
родителей и детей по принципупятидневной рабочей недели.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах по 40 минут.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся.
В конце учебного года в объединениях проводятся отчетные мероприятия с целью
предоставления результатов работы. Формы и сроки их проведения определяет педагог
по согласованию с администрацией.
Данный учебный план ориентирован на решение следующих задач:
 обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
 творческое развитие личности и реализации для этого программ дополнительного
образования в интересах личности ребенка;
 формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизнив
обществе;
 развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;
20

 организация содержательного досуга;
 обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепленияздоровья,
профессионального самоопределения и творческого труда детей.

Учебный план дополнительного образования
№

Наименование
рабочей
образовательно
йпрограммы

1

Кружок «Творчество
мастеров»
Кружок «Биоквантум»

Ларичева Н.И.

4,5

153

Швыркина А.П.

4,5

153

3

Кружок «Зелёная
лаборатория»

Меньшикова Е.С.

4,5

153

4

Школьный
спортивный клуб
«Олимпик»
Кружок «3D
моделирование и
компьютерная
графика»
Кружок «Робокуб»

Новикевич К.В.

9

306

Ларичева Н.И.

4,5

153

Зиннурова Р.Р.

4,5

153

7

Кружок «Физика
вокруг нас»

Тымченко Н.А.

4,5

153

8

Кружок «Юный
Анисимкова А.А.
многофункциональны
й человек»
Всего:

4,5

153

40,5

1377

2

5

6

Ф.И.О. педагога

Кол-во часов
внеделю

Кол-во часов в год

21

Ожидаемые результаты учебного плана:
- расширение возможности для творческого развития личности ребёнка;

-

интеграция

основного

и

дополнительного

образования

в

рамкахФедеральных государственных образовательных стандартов.
Настоящий учебный план определяет направленность и содержание обучения
объединений дополнительного образования.

3.2.

Система
условий
реализации
образовательнойпрограммы

дополнительной

3.2.1. Кадровый потенциал
Показатели
Всего педагогов
Педагоги, имеющие образование:
Среднее
Средне-специальное, всего
В т.ч. педагогическое
Высшее всего
В т. ч. педагогическое
Педагоги, имеющие по стажу:
До 5 лет
От 5 до 10 лет
От 10 до 20 лет
Свыше 20 лет
Педагоги,
имеющие
квалификационные
категории:
Высшую
Первую
СЗД
Без категории

Количество
7

5
5
2
2
5
2

4
3

3.2.2. Информационное обеспечение:
Список литературы и интернет ресурсов
- «Биоквантум»
Для обучающихся:
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника:
Справочное пособие. – Самара: Учебная литература, Изд. дом «Федоров», 2006. – 80 с.
2. Большая детская энциклопедия занимательных наук. – Научные эксперименты и
опыты – К.С. Аниашвили, Л.Д. Вайткене., М.В. Талер. – Из-во.: АСТ, 2018, 159 с
3. Российская электронная школа. Уроки по биологии [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://resh.edu.ru
4. Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа»/Голоса
животных [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.livt.net/Snd/snd.htm
22

Для учителя:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минобрнауки
России от 29 августа 2013 г. N 1008
4. Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
5. Акентьева Л.Р., Золотарева А.В., Кисина Т.С. Педагогический контроль в
дополнительном образовании (метод. рекомендации педагогам доп. образования). –
Ярославль: ОЦДЮ, 1997. – 48 с.
6. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов:
учебник / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 128 с.
7. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и
укрепления здоровья детей. Учебное пособие. /Под общей ред. Н.В. Сократова. – Оренбург:
Изд. ОГПУ, 2003. – 260 с.
8. Золотарёва А.В. Дополнительное образование детей. Методика воспитательной
работы. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.
9. Лебединцев В.Б. Методика проектирования учебных занятий в разновозрастном
коллективе // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 99 - 108.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:
Народное образование, 2008. – 256 с.
11. Соловьева К.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее
результатов. – М: Академия, 2005. – 100 с.
12. Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий /
Отв. ред. И.К. Лисеев. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. – 328 с.
13. http://www.dopedu.ru/ - информационный портал системы дополнительного
образования детей
14. http://www.researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1abujp.html - информационный
Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности
учащихся в условиях современного развития общества.
-«Зелёная лаборатория»
Для учителя
1) В. В. Буслаков, А. В. Пынеев . Реализация образовательных программ
естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с
использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие. Москва,
2021.
2) Всесвятский Б.В. Системный подход к школьному биологическому
образованию: Книга для учителя.-- М.: Просвещение, 1985.
3)
Генке ль П.А. Физиология растений.-- М.: Просвещение, 1984.
4)
Максимова В.П., Ковалева Г.Е., Гольнева Д.П. и др. Современный урок
биологии.-- М.: Просвещение, 1985.
5)
Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе. - М.:
Просвещение, 1990.
6)
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. 1999.
7)
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003
23

Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова.
«ДРОФА», М., 2002
8)
Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М.,
1995
9)
Химия. Проектная деятельность учащихся. Составитель Н. В.Ширшина.
Изд-во «Учитель», Волгоград, 2007.
10) Химия в быту. А. М. Юдин, В. Н. Сучков. М. «Химия», 1981.
11) .http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11
классов.
12) .http://www.en.edu.ru/ – Естественнонаучный образовательный портал.
13) .http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК.
14) http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и
получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые- химики.
15) http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.
16) .http://college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж:

17)

.http://www.bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.

Источники Интернет
http://labx.narod.ru/documents/pravila_raboty_s_microscopom.html - Правила работы с
микроскопом
http://labx.narod.ru/documents/micropreparaty.html - Приготовлениемикропрепаратов
http://emky.net/foto/obydennye-veshhi-pod-mikroskopom-foto-2/ - Обыденные
вещи
под микроскопом
http://rndnet.ru/part-photop/obychnye-veschi-pod-mikroskopom Обычные вещи под
микроскопом
Для учащихся
1. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М., 1992.
2. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М., 1986.
3. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2006.
4. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. – М., 1985.
5. Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия вокруг нас. – М.,1987
6. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
7. М. И. Бухар, Популярно о микробиологии. Издательство «Знание» 1989 г.
8. А.А.Гуревич, Пресноводные водоросли (определитель). Издательство
«Просвещение», 2004
9. Энциклопедия для детей «Хочу всѐ знать», т. 8
- «3Dмоделирования и компьютерная графика»
Для учителя
1. Бородаева И.И. Компьютерная графика и анимация: Анимация: MacromediaFlash, пособие
для учителя: Ростов-на-Дону: ДОНИНФО, 2006 -61 с.
2. Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. //
Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
3. Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. –
2001. –№8 – С. 14-17.
4. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009 г.
5. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум- М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2006 г.
6. Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: Учебник / Д.Ф. Миронов. - СПб.: БХВПетербург, 2008. - 560 c.
24

7. НемчаниноваЮ.П.Создание и редактирование графических элементов/Учебное пособие,
Москва, 2008
8. Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики /Учебное пособие,
Москва.:, 2008
9. Пантюхин П.Я. Компьютерная графика. В 2-х т.Т. 1. Компьютерная графика: Учебное
пособие / П.Я. Пантюхин. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 88 c.
10. Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003
11. Тозик, В.Т. Компьютерная графика и дизайн: Учебник для нач. проф. образования / В.Т.
Тозик, Л.М. Корпан. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 208 c.
Для обучающихся:
1. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВПетербург, 2005;
2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие - М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009 г.
3. НемчаниноваЮ.П. Создание и редактирование графических элементов/Учебное пособие,
Москва, 2008.
4. Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики /Учебное пособие,
Москва.:, 2008.
Интернет ресурсы:
www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики
http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках
http://ru.wikipedia.org/ - Википедия – свободная энциклопедия.
http://www.nmc.uvuo.ru/lab_SRO_opit/posobie_metod_proektov.htm
http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
-«Физика вокруг нас»

Журнал «Физика в школе»
Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
Билимович Б.Ф. Физические викторины. – М.: Просвещение, 1968, 280с.
Буров В.А. и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике. – М.: Просвещение,
1970, 215с.
5. Горев Л.А. “Занимательные опыты по физике”. – М.: Просвещение, 1977, 120с.
6. Ермолаева Н.А. и др. Физика в школе: сборник нормативных документов. – М.:
Просвещение, 1987, 224с.
7. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Гос. изд-во технико-теоретической
литературы, 1949, 267с.
8. Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. – М.: изд-во
академии педагогических наук РСФСР, 1963, 416с.
9. Демкович В.П. Физические задачи с экологическим содержанием // Физика в школе
№ 3, 1991.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
1. А.П. Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда». Книга для учащихся 7 класса.
М.: Просвещение,1991 год.
2. Л.В. Тарасов «Физика в природе». М.: Просвещение, 1988 год.
3. Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
4. Интерактивный курс физики для 7-11 классов (диск)
5. «Книга для чтения по физике». Учебное пособие для учащихся 7-8 классов.
Составитель И.Г. Кириллова. М.: Просвещение, 1986 год.
6. Серия «Что есть что». Слово, 2004 год.
7. С.Ф. Покровский «Наблюдай и исследуй сам».
1.
2.
3.
4.

25

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
 Электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных
ресурсов http://school-collection.edu.ru/
 Электронные образовательные ресурсы каталога Федерального центра информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
 Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики для
7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ.
Учителя здесь найдут обзоры учебной литературы, тематические и поурочные планы,
методические разработки. Имеется также дискуссионный клуб http://www.fizika.ru/
 Методика физики http://metodist.i1.ru/
 Кампус http://www.phys-campus.bspu.secna.ru/
 Образовательный портал (имеется раздел «Информационные технологии в школе»)
http://www.uroki.ru/
 Лаборатория обучения физике и астрономии - ведущая лаборатория страны по разработке
дидактики и методики обучения этим предметам в средней школе. Идет обсуждения
основных документов, регламентирующих физическое образование. Все они в полном
варианте расположены на этих страница. Можно принять участие в обсуждении.
http://physics.ioso.iip.net/
 Использование информационных технологий в преподавании физики. Материалы (в том
числе видеозаписи) семинара в РАО по проблеме использования информационных
технологий в преподавании физики. Содержит как общие доклады, так и доклады о
конкретных программах и интернет-ресурсах. http://ioso.ru/ts/archive/physic.htm
 Лаборатория обучения физике и астрономии (ЛФиА ИОСО РАО). Материалы по
стандартам
и
учебникам
для
основной
и
полной
средней
школы.
http://physics.ioso.iip.net/index.htm
 Виртуальный
методический
кабинет
учителя
физики
и
астрономии
http://www.gomulina.orc.ru
 Сайт кафедры методики преподавания физики МПУ http://www.mpf.da.ru/
Материально-техническое обеспечение:

 материалы для оформления творчества детей – картон белый, картон













цветной, бумага цветная, клей, краски, кисточки, пластилин, дощечки для
лепки, цветные карандаши;
канцелярские принадлежности - ножницы, линейка, карандаш простой,
ручка;
проектор;
колонки;
ноутбук;
экран;
наборы лего;
настольные игры;
мозаика;
ученическая мебель - парты, стулья;
шкаф;
МФУ
Цифровая лабораторияпо биологии (ученическая)
26
















Цифровая лаборатория по химии (ученическая)
Цифровая лабораторияпо физике (ученическая)
Ноутбук
МФУ (принтер, сканер,копир)
Цифровая лабораторияпо физиологии (профильный уровень)
Цифровая лабораторияпо экологии
Микроскоп цифровой
Набор ОГЭ по химии
Учебная лабораторияпо нейротехнологии
Образовательный конструктор для практики блочного программирования с
комплектом датчиков
Образовательный наборпо механике, мехатронике и робототехнике
Четырёхосевой учебный робот-манипулятор с модульными сменными насадками
Образовательный набор для изучения многокомпонентных робототехнических
систем и манипуляционных роботов
Тележка-хранилище ноутбуков

программы дополнительного образованияКритерии результативности.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим
критериям:
 дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее75
процентов детей в возрасте от 6,5 до 16 лет;
 рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся
деятельности;
 удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;
 удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
 положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
 удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития
школьников;
 рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью;
 уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН, на
внутришкольном контроле;
 увеличение числа педагогов в ОУ и УДОД, вовлеченных в процесс
формирования
творческой
личности
школьников
в
пространстве
дополнительного образования.
В ходе мониторинга необходима корректировка планов воспитательной работы
педагогов, классных руководителей, консультации психолога для педагогов,
родителей (лиц их заменяющих), детей. Процесс интеграции общего и дополнительного
образования предусматривает доработку и обновление критериев эффективности.

27

Критерии, показатели и способы изучения эффективности системы
дополнительного образования
Критерии
эффективности системы
дополнительного
образования
1.Сформированность
индивидуальности
учащихся школы.

2.Удовлетворённость
учащихся, педагогов и
родителей
жизнедеятельностью в
школе и результатами
воспитательного
процесса.

Показатели

Методики
изучения

1. Развитость
познавательных,
творческих
процессов
и
интересов личности.
2. Нравственная направленность
личности.
3. Сформированность отношений к
Родине, обществу, семье, школе, себе,
природе и труду.
4. Сформированность коммуникативной
культуры.
5. Развитость чувства прекрасного.
6. Состояние здоровья учащихся.

Карта
показателей
уровня
воспитанности
учащихся.

1.Комфортность, защищённость
личности учащихся, их отношение к
основным сторонам жизнедеятельности
в школе.
2.Удовлетворённость педагогов
содержанием, организацией и
условиями трудовой деятельности,
взаимоотношением в школьном
сообществе.
3.Удовлетворённость родителей
результатами обучения и воспитания
детей в коллективах ДО, положением
детей в школьном коллективе.
4.Готовность выпускников к
созидательному труду в социуме.

Методика по
пособию
Р.В.Овчаровой
Методика
А.А.Андреева
Методика
профессора
М.И.Рожкова

28

Контроль знаний
Широкий спектр программ дополнительного образования помогает учащимся школы выбирать индивидуальный
образовательный маршрут, реализовывать свой интеллектуальный и творческий потенциал и, в конечном итоге, получать
качественное образование.
Критериально - оценочный комплекс
Основные направления Критерий
деятельности
Доступность
качественного
образования

Сохранение
здоровья
обучающихся

мониторинга качества образования:
Показатели
Способ
(индикаторы)
получения
информаци и

Освоение
дополнительных
образовательных
программ,
обеспечивающи х
успешное развитие
обучающихся в
соответствии с
возрастными
особенностями
Создание условий для
формирования
представлений и
принятия
ценностей ЗОЖ

Ответственн
ый

Сроки

Сбалансированн
ость программ
дополнительного
образования
учащихся
образовательным
областям

Анализ
документации

Заместители
директора
по УВР, ВПР

сентябрь,
январь

% учащихся,
охваченных
профилактическим и
мероприятиями,
проведенными
медперсоналом,
другими узкими
специалистами

Изучение
документации,
статистичес
кие отчеты

Заместител
ь директора
по ВПР,
социальный
педагог

декабрь,
июнь

Качество
предоставля емых
образовател ьных
услуг

Социализа ция
обучающихся

% учащихся,
охваченных
внеклассными
мероприятиями
профилактического
обучающего
характера
% обучающихся,
получающих
дополнительное
образование во
внеклассной и
внеурочной работе
% обучающихся,
проявляющих
социальную и
творческую
активность,
подтвержденную
участием в
различных акциях
социального
характера, работе
общественных
организаций, в
реализации
социальных
проектов
% обучающихся,
участвующих в
творческих
конкурсах по

Изучение
документации и
анкетирование

Заместител
ь директора
по ВПР,
социальный
педагог

июнь

Изучение
документации

Заместител
ь директора
по ВПР

декабрь, май

Изучение
документации

Заместитель
директора
по ВПР

декабрь, май

Изучение
документации

Заместитель
директора
по ВПР

декабрь,
июнь

Социализация
обучающихся
Уровень сформированност
и воспитанности

Качество
предоставляем ых
образовательн ых
услуг

Сформированност
ь ключевых
компетентностей
обучающихся
Готовность к
продолжению
образования

Качество
внеурочной
деятельности

Охват
обучающихся
программами
дополнительного
образования

уровням
Доля сохранности
контингента
обучающихся в
Системе ДО
%
сформированности
воспитанности
обучающихся по
уровням
%
сформированности
информационнокоммуникативной и
социальной
компетентности
Степень
сформированности
готовности
школьников к
осознанному выбору
направления и
формы
получения
профессионального
образования
Доля
обучающихся,
занятых освоением
программ
дополнительного
образования по
направленностям

Заместител
ь директора
по УВР,
ВПР
Заместител
ь директора
по ВПР

октябрь,
январь, май

Тестирование

Заместитель
директора
по ВПР

апрель

Анкетирование

Заместитель
. директора
по ВПР,
педагогпсихолог

апрель

Изучение
документации

Заместитель
директора
по ВПР

октябрь,
январь, май

Изучение
документации
Тестирование

май

Имидж школы

Соответствие
форм проведения
внеклассных,
внешкольных
мероприятий
современным
требованиям
Соответствие
услуг запросам учащихся
и ихродителей

Доля проектной
деятельности в
организации
внеклассных,
внешкольных
мероприятий

Изучение
документации,
наблюдение

Заместитель
директора
по ВПР

декабрь,
май

%
удовлетворенности
учащихся и
родителей качеством
предоставляемых
услуг

Анкетирование

Заместитель
директора
по ВПР

апрель,
май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».