Рабочая программа дополнительного образования "ЮМЧ-юный многофункциональный человек" для 1-4 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ЮМЧ – юный
многофункциональный человек» общеинтеллектуальной направленности разработана на
основе:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.05.2021 № 286.
Настоящая программа разработана как курс «ЮМЧ – юный многофункциональный
человек» и является одним из вариантов дополнительного образования. Рассчитана на 1
год обучения. Рекомендуемый возраст 7-10 лет.
Программа разноуровневая, позволяющая учесть особенности каждого ребёнка.
Рекомендуемое количество детей в группе 6 - 10 человек.
На внеурочную деятельность по курсу «ЮМЧ – юный многофункциональный
человек» отводится 1-2 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю), 3-4 класс – 85 часов в год
(2,5 часа в неделю), предусмотренной учебным планом.
Актуальность
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать с ней. В
отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать,
составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические
действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений, который считается минимально необходимым для осуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где
идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму,
говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного
читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,
сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и
самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания
прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые
в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Новизной настоящей программы является то, что низкий уровень функциональной
грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в
социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и
профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать
развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной
грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально
успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего
ребенка во взрослой жизни. Поэтому развитие функциональной грамотности обоснована
еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких
академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их
функциональная грамотность.

Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития функциональной грамотности младших
школьников.
Программа разбита на четыре блока:
«Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественно – научная
грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей. Развитие знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Естественно – научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Содержание программы
1-2 класс
Раздел 1 «Читательская грамотность»

Кого можно считать настоящим читателем? Любимая книга. Книги С.Я. Маршака,
С.В. Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Домашняя библиотека. Писатели и их
книги. Быстрое чтение и получение информации. Сходство и различие текстов разных
предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Путешествие
по стране сказок. «Лис и мышонок» Виталий Бианки. «Мороз и заяц» русская народная
сказка. «Живые грибы» Владимир Сутеев. «Петушок и солнышко» Геннадий Цыферов.
«Урок дружбы» Михаил Пляцковский.
Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации
просмотр мультфильмов; построение речевых высказываний; отзыв на произведение.
Раздел 2 «Математическая грамотность»
Числа. Арифметические действия. Величины. Математические игры. Часы нас
будят по утрам… Интеллектуальная разминка. Дважды два – четыре. В царстве смекалки.
Математическое путешествие. Составь квадрат.
Мир занимательных задач. Секреты задач. Что скрывает сорока? Математические
фокусы. Математическая эстафета. Головоломки. Путешествие точки. Геометрия вокруг
нас. Геометрический калейдоскоп.
Геометрическая мозаика. Путешествие точки. Геометрия вокруг нас.
Геометрический калейдоскоп.
Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации,
практические занятия; определять истинность/ложность высказываний
Раздел 3 «Финансовая грамотность»
За покупками. Находчивый Колобок. День рождения Мухи-Цокотухи. Буратино и
карманные деньги. Кот Василий продаёт молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь
прибыль делили. Как мужик золото менял. Ролевая игра «Черная пятница». Введение в
экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика. Что такое
«потребность». Какие бывают потребности. Домашнее хозяйство. Домашние обязанности
в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Зачем нужны деньги.
Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник
дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Конкуренция.
Применяемые формы: просмотр фильма, практическая работа, работа в парах,
проводить оценку и коррекцию своим действиям, анализировать информацию и делать
соответствующие выводы.
Раздел 4 «Естественно-научная грамотность»
Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды. Плывёт, плывёт кораблик. Про Снегурочку и
превращения воды. Как делили апельсин. Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду. Иванова
соль. Владимир Сутеев «Яблоко». Жили-были динозавры... и не только они. Тайны
камней. Загадки растений. Эти удивительные животные. Планета насекомых. Загадки под
водой и под землей.
Применяемые формы: практическая работа, работа в парах, просмотр научных
фильмов, проводить несложные опыты, представлять результаты исследовательской
деятельности в различных формах.

3-4 класс
Раздел 1 «Читательская грамотность»
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки
как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Работа
с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст
описание. Типы текстов: текст повествование. Типы текстов: текст рассуждение. Работа со
сплошным текстом. Определение основной темы и главной мысли в произведении.

Определение авторской позиции в художественном тексте. Работа с текстом. Как
понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую
информацию с учётом цели дальнейшего использования. Работа с текстом. Типы текстов:
текст-повествование, описание рассуждение. Учебный текст как источник информации.
Составление плана на основе исходного текста. Создавать собственные тексты, применять
информацию из текста при решении учебно-практических задач. Методы работы с
информацией
Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации
просмотр мультфильмов; построение речевых высказываний; отзыв на произведение.
Раздел 2 «Математическая грамотность»
Арифметические забавы. Шифры. Ребусы. Задачи про цифры. Закономерности.
Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Логика в математике. Задачи на поиск
закономерности. Задачи с лишними или недостающими данными. Задачи, решаемые без
вычислений. Задачи с геометрическим содержанием. Задачи со спичками. Игра –
головоломка «Пифагор». Арифметические забавы. Задачи, решаемые перебором. Решение
задач с конца. Логика в математике. Чётность – нечётность, чёрное – белое.
Арифметические ребусы и лабиринты. Логические задачи на поиск закономерности и
классификацию. Некоторые старинные задачи. Задачи с геометрическим содержанием.
Зеркальное отражение. Симметрия.
Применяемые формы: решение проблемных ситуаций; подбор информации,
практические занятия; определять истинность/ложность высказываний
Раздел 3 «Финансовая грамотность»
Что такое деньги? Откуда взялись деньги? Рассмотрим деньги поближе. Защита
денег от подделок. История монет. Коллекция нумизмата. Какие деньги были раньше в
России? Современные деньги России и других стран.
Бумажные деньги. Безналичные деньги. (Электронные деньги, пластиковые карты).
Учимся обращаться с деньгами. Игра «Отдыхаем на Выдумлянских островах». Дизайн
купюры сказочной страны. Что мы узнали о деньгах? Откуда в семье берутся деньги?
Заработная плата. На что тратятся деньги? Как с умом управлять своими деньгами? Как
считать расходы и доходы семьи? Что такое экономия? Кого называют банкротом? Кто
такие мошенники? Как делать сбережения? Учимся делать сбережения. Игра «Внимание!
Аукцион!» Учимся считать доходы и расходы семьи. Игра «Нужная покупка». Что мы
узнали о доходах и расходах семьи? Клады, лотерея, наследство. Пенсии, пособия,
стипендии. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Как накопить на мечту?
Применяемые формы: просмотр фильма, практическая работа, работа в парах,
проводить оценку и коррекцию своим действиям, анализировать информацию и делать
соответствующие выводы.
Раздел 4 «Естественно-научная грамотность»
Тайны за горизонтом. Жили-были динозавры... и не только они. Тайны камней.
Загадки растений. Почему надо беречь и охранять растения. Эти удивительные животные.
Планета насекомых. Загадки под водой и под землей. Изучение природы. Условия, в
которых мы живем. Кто и как живет рядом с нами. Грибы - удивительное царство. Где
растут лишайники, о чем они могут рассказать. Что охраняют в заповедниках
Свердловской области. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами,
горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования
жизни на Земле. Свойства живых организмов. Углекислый газ в природе и его значение.
Применяемые формы: практическая работа, работа в парах, просмотр научных
фильмов, проводить несложные опыты, представлять результаты исследовательской
деятельности в различных формах.
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными
результатами изучения
курса
«ЮМЧ
–
юный
многофункциональный человек» является формирование следующих умений:

– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо –
грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач
при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять
его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок,
схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной
ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок,
схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению.
Календарно-тематическое планирование
1-2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Тема раздела, тема занятия
Читательская грамотность (15 ч)
Кого можно считать настоящим читателем?
Любимая книга.
Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др.
Экскурсия в библиотеку.
Домашняя библиотека.
Писатели и их книги.
Быстрое чтение и получение информации.
Сходство и различие текстов разных предметов.
Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».
Путешествие по стране сказок
«Лис и мышонок» Виталий Бианки
«Мороз и заяц» русская народная сказка
«Живые грибы» Владимир Сутеев
«Петушок и солнышко» Геннадий Цыферов
«Урок дружбы» Михаил Пляцковский
Математическая грамотность (16 ч)
Числа. Арифметические действия. Величины.
Числа. Арифметические действия. Величины. Математические игры
Числа. Арифметические действия. Величины. Часы нас будят по
утрам…
Числа. Арифметические действия. Величины. Интеллектуальная
разминка.
Числа. Арифметические действия. Величины. Дважды два – четыре.
Числа. Арифметические действия. Величины. В царстве смекалки.
Числа. Арифметические действия. Величины. Математическое
путешествие.
Числа. Арифметические действия. Величины. Составь квадрат.
Мир занимательных задач. Секреты задач
Мир занимательных задач. Что скрывает сорока?
Мир занимательных задач. Математические фокусы.
Мир занимательных задач. Математическая эстафета.
Мир занимательных задач. Головоломки
Геометрическая мозаика. Путешествие точки.
Геометрическая мозаика. Геометрия вокруг нас.
Геометрическая мозаика. Геометрический калейдоскоп
Финансовая грамотность (22 ч)
За покупками.
Находчивый Колобок
День рождения Мухи-Цокотухи.
Буратино и карманные деньги.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Кот Василий продаёт молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь прибыль делили.
Как мужик золото менял.
Ролевая игра «Черная пятница»
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего
нужна экономика.
Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Домашнее хозяйство.
Домашние обязанности в семье.
Что такое бюджет семьи.
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести
товары и услуги.
Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
Зачем нужны деньги. Как появились деньги.
Деньги и страны. Где и как хранятся деньги.
Что такое источник дохода.
Что такое «маркетинг».
Обмен. Рынок. Торговля.
Конкуренция.
Естественно-научная грамотность (15 ч)
Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывёт, плывёт кораблик.
Про Снегурочку и превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка Енот и тот Кто сидит в пруду.
Иванова соль
Владимир Сутеев «Яблоко»
Жили-были динозавры... и не только они
Тайны камней
Загадки растений
Эти удивительные животные
Планета насекомых
Загадки под водой и под землей
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

3-4 класс
№
п/п
1
2-3
4-6
7
8
9
10
11-12
13-14

Тема раздела, тема занятия
Читательская грамотность (20 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации.
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: текст описание.
Типы текстов: текст повествование.
Типы текстов: текст рассуждение.
Работа со сплошным текстом.
Определение основной темы и главной мысли в произведении.
Определение авторской позиции в художественном тексте.
Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте,

Кол-во
часов
1
2
3
1
1
1
1
2
2

15
16
17
18
19-20
21-23
24
25
26-28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования.
Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание
рассуждение
Учебный текст как источник информации.
Составление плана на основе исходного текста.
Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при
решении учебно-практических задач.
Методы работы с информацией
Математическая грамотность (20 ч)
Арифметические забавы. Шифры. Ребусы. Задачи про цифры.
Закономерности.
Задачи на взвешивание. Задачи на переливание.
Логика в математике. Задачи на поиск закономерности.
Задачи с лишними или недостающими данными.
Задачи, решаемые без вычислений.
Задачи с геометрическим содержанием.
Задачи со спичками.
Игра – головоломка «Пифагор».
Арифметические забавы. Задачи, решаемые перебором.
Решение задач с конца.
Логика в математике. Чётность – нечётность, чёрное – белое.
Арифметические ребусы и лабиринты.
Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.
Некоторые старинные задачи.
Задачи с геометрическим содержанием. Зеркальное отражение.
Симметрия.
Финансовая грамотность (26 ч)
Что такое деньги?
Откуда взялись деньги?
Рассмотрим деньги поближе.
Защита денег от подделок.
История монет. Коллекция нумизмата.
Какие деньги были раньше в России?
Современные деньги России и других стран.
Бумажные деньги. Безналичные деньги. (Электронные деньги,
пластиковые карты).
Учимся обращаться с деньгами. Игра «Отдыхаем на Выдумлянских
островах».
Дизайн купюры сказочной страны.
Что мы узнали о деньгах?
Откуда в семье берутся деньги? Заработная плата.
На что тратятся деньги?
Как с умом управлять своими деньгами?
Как считать расходы и доходы семьи?
Что такое экономия? Кого называют банкротом?
Кто такие мошенники?
Как делать сбережения?
Учимся делать сбережения. Игра «Внимание! Аукцион!»
Учимся считать доходы и расходы семьи. Игра «Нужная покупка».
Что мы узнали о доходах и расходах семьи?
Клады, лотерея, наследство.
Пенсии, пособия, стипендии.
Откладывание денег и непредвиденные расходы.

1
1
1
1
2
3
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82-83
84
85

Как накопить на мечту?
Проведение рубежной аттестации.
Естественно-научная грамотность (19 ч)
Введение
Тайны за горизонтом
Жили-были динозавры... и не только они
Тайны камней
Загадки растений. Почему надо беречь и охранять растения.
Эти удивительные животные
Планета насекомых
Загадки под водой и под землей
Изучение природы.
Условия, в которых мы живем.
Кто и как живет рядом с нами.
Грибы - удивительное царство.
Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.
Что охраняют в заповедниках Свердловской области.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной
породой и рудой.
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на
Земле. Свойства живых организмов.
Углекислый газ в природе и его значение.
Проведение рубежной аттестации.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
85

Условия реализации программы
 Материально-техническое обеспечение
Для проведения теоретических занятий есть учебный кабинет, соответствующий
санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
Учебно-практическое оборудование:
− аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления демонстрационного материала;
− ученические столы двухместные с комплектом стульев;
− стол учительский;
− шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и прочего;
− стенды для вывешивания иллюстративного материала, постановки наглядных
пособий.
 Технические средства обучения:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, учебные
презентации.
 Информационное обеспечение
Интернет – ресурсы:

https://suvlesheniyemusheniye.jimdofree.com/
http://www.profkniga.ru
Издательский
дом
«1
сентября»
http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»

http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой
взгляд»

http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения
для тренингов

http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в
начальной школе.


http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения
организации самостоятельной работы над темой.

http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения.
Формы аттестационного контроля
Контроль и оценка результатов освоения Программы зависит от тематики и
содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации
следующих форм деятельности: игры, творческие конкурсы, викторины, ролевые игры,
защита творческих работ.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов
освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и
поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать
процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся
будет значимым участником деятельности.
Оценочные материалы
1. Диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательного
интереса и регулятивных УУД (из методики Г.В. Репкиной, Е.В. Заика).
2. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений
младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. –
М.: Вентана–Граф.
Список литературы для обучающихся и учителя
Для учителя:
1. Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской
грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8 (ВАК,
РИНЦ) Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности
учащихся по предметам гуманитарного цикла. Проблемы и перспективы развития
образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). —
Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9.
2. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная
технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск»,
2004
3. Жидкова О.Н. Использование онлайн газет для развития коммуникативной и
межкультурной компетенций// Международный журнал прикладных и фундаментальных
исследований. – 2013, – №10. – C. 125–126
4. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений
младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. –
М.: Вентана–Граф, 2013. – 432 с.
5. Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений
младших школьников как фактор повышения качества образования: автореф. дис. докт.
педагогических наук/ М.И. Кузнецова. – Москва. – 2017.
Для обучающихся:
1. Почемучка: Энциклопедия для любознательных/Сост. А.К. Дитрих, Г.А. Юрмин;
Худож. А. Гурьев и др.- М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ»,
2004. - 335 с.: ил.
2. Пятиязычный наглядный словарь. - Алматы: Алматыкiтап, 2007. - 400 с.: ил.
3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/Сост. Ю.Г. Круглов. - М.:
Просвещение,1990. - 335 с.: ил.- (Б-ка словесника)
4.Функциональная грамотность. Тренажер для школьников изд.» Планета» 2021г.
5.
Сборник загадок: Пособие для учителя /Сост. М.Т. Карпенко. - М.:
Просвещение,1988. - 80 с.
6. Сергеев Б.Ф., Томилин А.Н. Большая энциклопедия начальной школы. Вопросответ.- М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 208 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».