Рабочая программа дополнительного образования "Творчество мастеров" для 4-5 классов на 2022-2023 учебный год

1.1. Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Одна из задач образования - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир
существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное
в самых простых, обыденных вещах: листке, травинке, камушке, кусочке ткани, перышке.
Творчество, является неотъемлемой характеристикой современного образования.
Оно рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности,
которое позволяет наиболее эффективно проявлять себя в обществе. Формированию
мышления у детей, навыков исследовательской деятельности и изобретательской работы,
конечно же, способствует творческая деятельность.
Чем раньше дети будут вовлекаться в творческую деятельность, тем лучше. У них
будет развиваться гибкость мышления и пытливость ума, способность к оценке, видение
проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.
Становясь старше, у ребёнка появляется больше собственных представлений о том, чем
он хочет заниматься. У одних детей могут быть явные способности, другие хотят посещать
кружки за компанию с друзьями. Занятия в кружке для подростков даже могут перерасти в
профессию. Все это заслуживает поддержки со стороны педагога.
Работа в кружке расширяет кругозор учащихся, повышает общую культуру,
позволяет выявить способности и таланты, приучает к труду.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник
работы с природным материалом, это помогает овладеть основами разнообразной
творческой деятельности, а также дает возможность каждому воспитаннику открывать для
себя мир декоративно-прикладного творчества. Дает возможность проявлять и
реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в
реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных
задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их
художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с
профессиями флориста, дизайнера, художника - оформителя, художника, швеи.
Воспитанники фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по
выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Творчество мастера» направлена на развитие творческих способностей процесс, который проходит все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и
самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,
уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить
себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития
индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение
детей к продуктивной творческой деятельности.
Мир природы является поистине волшебным. Каждая веточка, каждый листочек таят в
себе непередаваемое очарование. Но не только это характеризует живую природу. Из
материала, который она нам дарит, можно сделать чудеса своими руками. Достаточно
только увидеть, какая тайна кроется в каждом листочке, и подарить миру чудо. Изучение
отдельных видов прикладного творчества привело к построению программы «Творчество
мастеров». Структура программы разработана с учетом возрастной психологии детей и их
интересов. Одним из средств эстетического воспитания школьников, является искусство
цветочной аранжировки. Трудно переоценить воспитательное значение флористики,
особенно для детей. Материалы, используемые в программе для работы, природного
происхождения.

Природа и культура - это диалектические противоположности. С одной стороны,
культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не естественная среда
обитания человека. С другой стороны, культура находится в единстве с природой, поскольку
в основе ее лежит природный элемент. К этому следует добавить, что природа выступает
предпосылкой и условием существования культуры. Природная среда оказывает влияние на
характер занятий, способы деятельности человека, характер бытовой культуры, своеобразие
искусства. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа
жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.
Экологическое воспитание неотъемлемая часть общего образования детей. Именно
поэтому в программе разработан раздел «Эко дизайн».
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности
совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных
природных материалов.
Практическая значимость программы заключается в следующем: в основе
программы кружка лежит художественный фитодизайн, т. е. конструирование из
природного материала:
1. Художественная флористика, как аппликация из природного материала,
представляет собой картины, панно, пейзажи, орнаменты из засушенных
листьев, цветов, трав, мха, бересты, семян.
2. Аранжировка - это составление объемных композиций.
Особое назначение - это экологический стиль. Главная идея: все, что дарит природа бесценно.
Педагогическая целесообразность программы опирается на три группы педагогических
приёмов:
Организационные:
Хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает ребёнку быть
инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца,
самостоятельно решать поставленные задачи.
Ценностные:
1. Проведение занятий на природе развивает наблюдательность, учит не только смотреть, но
и видеть и примечать подробности и детали, которые потом отображаются на картинах.
2. Формирование уважительного отношения не только к своим, но и чужим работам
способствует усилению созидательного начала детей.
3. Групповые задания служат как для формирования навыков коллективного творчества, так
и для развития коммуникативных способностей детей.
Содержательные:
Технология изготовления флористических картин по данной образовательной программе
основана на использовании необычных для аппликации материалов: засушенные растения,
листья, семена, перья, камушки и другие природные материалы, а также вторичное
использование пластиковых бутылок, компьютерных дисков и другого бросового материала.
Из этих материалов дети создают настоящие картины, пейзажи, портреты. "Картины без
кистей и красок" называют такие произведения, т.к. традиционные краски - масляные,
акварель, гуашь - с успехом заменяет богатая палитра и разнообразная фактура природного
материала.
Адресат программы. Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в
возрасте 9-12 лет.
В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание.
Девочки стараются красиво выглядеть, дарить подарки «не так как у всех». Стремление
выглядеть и поступать неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных
изделий. Это вызывает у окружающих чувство восхищения, а у самого ребенка чувство
гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность,
поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться
поставленной цели. В возрасте 7-9 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что
позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные
работы.

Продолжительность
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Творчество мастера» составляет один год. Основной
учебно-тематический план составлен на 85 академических часов в год.
Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации
программы «Творчество мастера»: беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и
практические работы, мастер - классы для сверстников и взрослых.
Особенности
организации
образовательного
процесса: индивидуальная,
групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек
по какой-либо учебной теме.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения
теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к
каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в
зависимости от своих личностных способностей и частоты посещения занятий).
Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:
- краткое повторение пройденного материала;
- знакомство с новой темой (технологией);
-вводный инструктаж;
- практическая работа;
- уборка рабочего места.
В образовательной программе используются следующие формы занятий:
- экскурсии и прогулки в лесопарковых зонах с целью сбора материала и наблюдения
за природой;
- беседы, рассказы, объяснения;
-показ технических приёмов;
- демонстрация художественных альбомов, фотографий и готовых работ из
природного материала;
-практическая работа;
-мастер - классы для сверстников и взрослых;
- экскурсии на выставки.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
•
объяснительно-иллюстративный;
•
репродуктивный;
•
частично-поисковый;
•
проектный;
•
исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод - это объяснение нового материала, работа с
литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения
учащимися навыков и умений и обогащения знаний.
Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и
творческой инициативы учащихся.
Проектный метод используется при организации научно-исследовательской
деятельности учащихся, решении конкретных задач.
Особенности организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая,
работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какойлибо учебной теме.
В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические,
практические, диагностические, типы занятий.
Занятия проводятся в различных формах, таких как: практическое занятие, беседа,
выставка, мастер-класс, презентация, консультация, наблюдение, открытое занятие и т.д.
Срок освоения программы – 1 год.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к
техническому и художественному творчеству.
Задачи:
1. Образовательные:

Ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на природном
материале;
 Познакомить учащихся с основными приемами и навыками декоративной
стилизации, фитодизайна, технологиями заготовки сырья, сушки растений,
составления композиций.
 Научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие
замыслы, идеи.
2. Развивающие:
 развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;
 формирование и развитие культуры труда, воображения, наблюдательности, мыш
ления, художественного вкуса;
 формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной
культуры;
 развитие образного и логического мышления;
 Развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор, эстетический
вкус, моторику рук, внимание.
3. Воспитательные:
 Воспитание трудолюбия, аккуратности,
 бережное отношение к природе,
 целеустремленности, правильно оценивать работу своих товарищей.


1.3. Содержание программы
Тема 1.1 Вводное занятие.
Теория: Инструктаж. Правила поведения.
Практика: Обсуждение программы на год. Повторение пройденных материалов. Творческая
работа на тему «Я – художник».
Раздел I. ИЗО 12 часов.
Тема 2. Жизнь цвета, линии, пятна. 2 часа
Теория. Понятия цвет, линия, пятно. Как с помощью них можно нарисовать картину.
Техника трафарета.
Практика. Творческая работа «Осенний лес», «Осенние листья»: листья рисуют с помощью
трафаретов, используя теплые цвета. Прорисовка деталей с помощью линий, пятен. Учимся
у мастеров. Тематическая композиция на подражание. Знакомство с техникой трафаретов,
набрызга.
Тема 3. Какого цвета осень? Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для
уроков художественного труда. 1 час
Теория: Экскурсия. Урок беседа. Приметы осени , краски, осенние пейзажи, красота
природы, чтение стихов и т.п.
Практика: Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян)
Тема 4. История искусств. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. 1 час
Теория: Натюрморт, пейзаж, портрет. Сравнение . показ слайдов.
Практика: Рассматриваются жанры живописи: бытовой жанр, исторический жанр,
библейские сюжеты.
Тема 5. Стилизация. Декоративное рисование. 1 час
Теория: Стилизация – что это? Педагог знакомит с понятием «стилизация», «стилизованный
натюрморт», пластилинография, различными техниками печати .
Практика:
На примере образцов готовых стилизованных работ, дети стилизуют
простейшие растительные формы, натюрморт. Материал, используемый в работе; гуашь,
маркер.
Тема 6. Дидактическая игра "Собери гусеничку". 1 час
Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или
тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.
Тема 7 . Декоративный натюрморт. 1час
Теория: Стилизация ,«стилизованный натюрморт»
Практика: На примере образцов готовых стилизованных работ, дети стилизуют натюрморт.
Выполняют творческое задание на создание декоративного натюрморта. Материал,
используемый в работе; гуашь, маркер.

Тема 8. Красота родной земли в произведениях графиков. Экспериментирование
с графическими материалами. Рисование с натуры крупных цветов (графические
материалы). 1час
Теория: Беседа. Что такое графика. Материалы работы. Сравнение живописи и графики.
Произведения графиков(слайды). Упражнения и приемы.
Практика: Выполнение работы.Рисование с натуры крупных цветов (графические
материалы).
Тема 9. В сказочном подводном царстве .Тематическое рисование (акварель). 2 часа
Теория: Восприятие и анализ картин Анри Матисса «Красные рыбы» и Питаева Валерия
Леонидовича «Натюрморт с рыбами». Знакомство с понятием «цветовой контраст» в
живописи, понимание его функции.
Последовательность выполнения рисунка.
Практика: Выполнение работы. Подводное царство. Акварель.
Тема10. Мы осенью готовимся к зиме. Декоративное рисование . Варежка. Орнамент
(карандаш, ручка, гуашь). 2 часа
Теория: Понятие орнамент, показ образцов. Учитель объясняет последовательность
выполнения рисунка и показывает на образцах. Цветные карандаши, гуашь.
Практика: На примере образцов готовых работ ,дети выполняют творческое задание.
Варежка.
Тема 11. Контрольный лист «Юный художник». Букет цветов. 1 час
Теория: Последовательность выполнения натюрморта.
Практика: Рисование с натуры по памяти или по представлению осеннего букета.
Акварель.
Раздел II. Работа с бумагой и картоном. 12 часов
Тема 1. Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с
использованием мультимедийных продуктов). 1 час
Теоретическая часть.
Дать общие сведения о бумаге, её видах и свойствах (толщина, цвет, прочность).
Тема 2. Основные рабочие операции с бумагой, картоном. 1 час
Теоретическая часть.
Знакомство с инструментами для работы с бумагой и картоном в макетировании,
правила безопасности работы с ними, вырезания из картона и бумаги с помощью
ножниц и канцелярского ножа.
Практическая часть.
Изготовление поделок на свободную тему с целью выявления умений, навыков и
интересов учащихся. Игры с поделками.
Тема 3. Шаблон, трафарет.1 час
Теоретическая часть.
Использование шаблонов. Дополнение деталей, изготовленных по шаблону, деталями,
изготовленными самостоятельно.
Практическая часть.
Изготовить поделку «Домик» с использованием деталей, изготовленных самостоятельно
(труба, крыльцо и т.д.).
Тема 4. Складывание, сгибание. Резание, склеивание. 1 час
Теоретическая часть.
Знакомство с основными операциями работы с бумагой, картоном (складывание,
сгибание). Знакомство с операциями склеивания, разрезания, фальцевания.
Практическая часть.
Изготовление цветка путем складывания бумаги.
Изготовление открытки с сюрпризом с использованием операций резания, склеивания,
фальцевания бумаги и картона.
Тема 5. Архитектура в жизни человека. Презентация. 1 час
Теоретическая часть.
Беседа на тему «Дома служат человеку».
Экскурсия, с помощью презинтации, по улицам города с целью изучения
архитектурных сооружений, встречающихся на улицах.
Практическая часть.
Обсуждение увиденного, рисование понравившегося объекта.

Тема 6. Знакомство с оригами. 1 час
Теория: Виды оригами. Презентация.
Практика: Изготовление кораблика, бабочки , лисички.
Тема 7. Изготовление коробки. 2 часа
Теория: Правила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Развертка
объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. Упражнения в
построении прямоугольных разверток. Связь образа и конструкции с назначением
изделия.
Практика: Изготовление коробки.
Тема 8. Апликация из геометрических Фигур. 2 часа
Теория: Подбор картона, цветной бумаги для работы. Обводка шаблонов, вырезание.
Расположение на картоне фигур по образцу.
Практика: Изготовление аппликации ,мальчика или девочки .
Тема 9. Аппликация из газет на темном фоне. Город. 1 час
Теория: Композиционное построение картины. Виды используемых материалов.
Практика: Творческая работа.
Раздел III. «АЖУРНЫЕ ВЫТЫНАНКИ» 9 часов
Тема 1. Рассказ о технике «вытынанки». 1час
Теория: просмотр творческих работ, видеоролик « Историявытынанки»
Тема 2. Тренировочные упражнения (линия, «капелька»). 1 час
Теория: учимся правильно пользоваться инструментами
Практика: Вырезаем шаблоны по тематики
Тема 3. Вырезание (бабочка, кленовый лист. 2 часа
Теория: учимся правильно пользоваться инструментами
Практика: Вырезаем шаблоны по тематики
Тема 4. Мастер-класс «Вытынанки». 1 час
Последовательность выполнения вытынанки.
Начинают работу с эскиза, в котором необходимо выразить то, что представляют
увидеть в конце работы.
Намечают контуры согласно эскиза, затем вырезают, соблюдая рамки выбранного
контура. При этом закрытые участки определяют заранее, так как они при вырезании
удаляются. Если их нужно сохранить, то продумывают элементы, способствующие их
соединению.
Практическая часть
1. Показ изделия.
2. План работы.
3. Тренировочные упражнения в прорезании бумаги (линия, «капелька»).
4. Изготовление вытынанок .
Тема 5. Самостоятельная работа по выбору ученика. 2 часа
Практика: Самостоятельная работа, на свободную тему.
Тема 6. Составление композиции из природного материала «Часы» 2 часа
Творческая работа.
Раздел IV. Флористика. 5часов
Тема 1. История флористики. Инструменты. Подготовка материалов. 1 час
Теория: История флористики. Инструменты. Подготовка материалов. Особенности
засушивания цветов, хранение. Стили и техники. Коротко о колорите.
Практика: Демонстрация приемов и видов флористики. Опрос.
Тема 2. «Осенний букет» составление композиции. 1 час
Теория: Композиционное построение картины. Виды используемых материалов.
Практика: Составление букета из предложенных природных материалов.
Тема 3. Изготовление цветов «Собираемся на бал». Гофрированная бумага. 1 час
Теория: Гофрированная бумага виды, приемы работы.
Практика: Демонстрация презентации «Искусство создания цветов». Составление
«сладкого букета» из гофрированной бумаги. Цветы: тюльпан, роза, астра на выбор
воспитанников. Коллективная работа.
Тема 4. Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке».
Аппликация из листьев. 1 час

Теория: Плоскостная аппликация из листьев. Цветовые сочетания. Жанры в
изобразительном искусстве. Натюрморт, портрет, пейзаж.
Практика: творческая работа из природного материала (листьев). Демонстрация
примеров: «Девушка осень. Портрет», «Пушкинская осень. Пейзаж», «Корзина фруктов.
Натюрморт».
Тема 5. Композиция «Березы». 1 час
Теория: Повторение изученного материала. Техника работы с природным материалов.
Компоновка, планы.
Практика: творческая работа из природного материала (листьев). Композиция
«Березы».
Раздел V. Работа с природным материалом. 7 часов
Тема 1.Знакомство с разнообразием природного материала и его использования в
ДПИ. 1Час
Теория: Декоративно-прикладное искусство России. Виды и характерные особенности.
Знакомство с работами мастеров и умельцев народного искусства. Инструменты и
материалы. Подготовка материала к работе.
Практика: Демонстрация презентации: «Народные промыслы России», «Мастера
родного края». Опрос.
Тема 2. Изготовление композиций из засушенных листьев. 1 час
Теория: Как подготовить материал, сбор, сушка, выкраска. Техника безопасности
работы с ножницами, клеем, утюгом.
Практика: Составление композиции из засушенных листьев. Применение шишек и
каштанов.
Тема 3. Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа).
2 часа
Теория: Работаем в команде. Правила поведения и работы с инструментами.
Стилизация животных. Техника ошибана, прессованная флористика. Техника и приемы
работы.
Практика: Составление композиции из природных материалов «Животные нашего
леса».
Тема 4. Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев). 1
час
Теория: Орнамент: растительный, геометрический. Понятие раппорт. Стилизация
растений.
Практика: Составление Мозаики «Веселые узоры».
Тема 5. Мастер-класс «Роспись камней акрилом». 2 часа
Теория: Познакомить участников мастер-класса с декоративной техникой росписи
акрилом по камню. Рассказать о способах использования этой техники на занятиях и в
повседневной жизни. Дополнительные способы декорирования камней.
Практика: Практическое занятие с участниками мастер-класса с
использованием данной техники.
Тема 6. Композиция из камней. 2 часа
Теория: Подбор материала. Составление композиции.
Практика: Составление композиции из камня и веток.
Тема 7. Составление композиции из природного материала «Часы»
Творческая работа.
Работа в группах. Составление композиции из природного материала (Шишки, желуди,
листья и семена, орехи, трава, мох, песок, веточки, палочки, спилы).
Раздел VI. Аквагрим.( 6 часов)
Тема 1.Вводное занятие. Понятие аквагрим . История. 1 час
Теория: Знакомство с понятием « Аквагрим». История происхождения. Техника
безопасности.
Тема 2. Приемы нанесения Аквагрима. 1 час
Теория: Просмотр видеофрагментов по нанесению красок на лицо.
Поэтапное нанесение, обучение, специфика. Грим разного плана. Зимний грим , грим
клоуна.
Практика: Техника нанесения аквагрима. Работа над мелкими деталями рисунка.

Тема 3. «Мы и творчество» 1 час
Практика: Самостоятельная работа. Выполнение изображения на свободную тему.
Тема 4.«Морозные узоры» 1 час
Теория: Знакомство с зимними узорами .
Практика: Отрисовка узоров на бумаге .
Тема 5. «Новогодние персонажи» 1 час
Теория: Выбор образа заданной теме.
Практика: Изображение образа на модели.
Тема 6.«Новогодние маски» 1 час
Теория: Выбор образа заданной теме.
Практика: Изображение образа на модели.
Раздел VII. Аппликация из текстильных материалов 3 часа
Тема 1. Беседа о разновидностях ниток. Аппликации из нарезанных ниток. 1 час
Теория: Как появилась нить. Окрашивание. Изделия из нитей. Виды аппликации из
нитей.
Практика: Просмотр презентации «Аппликация из нитей».
Тема 2. Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».
1 час
Теория: Повторение изученного материала и закрепление в практической работе.
Практика: Работа над панно «Времена года». Сезон (лето, осень, зима, весна) на выбор
воспитанников. Техника смешанная.
Тема 3. Аппликация из ткани. «Кошка». 1 час
Теория: Разновидности ткани. Правила и приемы работы. Фактура, текстура. Стилизация
животного (кошки).
Практика: Выполнение работы аппликация из ткани «Кошка».
Раздел VIII. Коллаж. 6 часов
Тема 1. Вводное занятие по теме «Коллаж». Вводное занятие по теме «Коллаж». 1
час
Теория: Знакомство с понятием коллаж. С историей возникновения. С видами и стилями
коллажей. Используемыми материалами. Знакомство с работами мастеров.
Презентация.
Практика: «Проба пера». Составление коллажа из представленных материалов.
Тема 2. Коллаж из цветной бумаги «Закат». 2 часа
Теория: Виды бумаги. Правила подбора цветового решения. Способы подготовки фона
способом покраски кусочками поролона. Способы выполнения стволов деревьев
методом выдувания красок через трубочку. Техника безопасности при работе с
инструментами.
Практика: Разработка эскиза. Подготовка основы. Выполнение стволов деревьев
способом выдувания. Обрывание кусочков цветной бумаги приклеивание на стволы
деревьев.
Тема 3. Коллаж из глянцевых журналов «Пейзаж» 1 час
Теория: Понятие пейзаж. Правила выполнения коллажа из глянцевых журналов.
Способы подбора рисунка и цветовой гаммы. Техника безопасности при работе с
ножницами. Правила работы с клеем.
Практика: Нанесение рисунка на основу. Вырезание деталей пейзажа из журналов.
Приклеивание деталей на основу. Художественное оформление.
Тема 4.Коллаж из газетной бумаги «Вечерняя улица» 1 час
Теория: Знакомство с видами газетной бумаги. Правила выполнения коллажа из
газетной бумаги. Последовательность рисования и вырезания деталей домов из газетной
бумаги. Способы подбора фона соответствующего вечернему времени суток.
Последовательность приклеивания деталей коллажа на основу.
«Коллаж из кожи и ткани» «Золотая рыбка».
Практика: Разработка рисунка улицы. Подбор бумаги по цветовой гамме. Подготовка
фона. Приклеивание деталей на фон. Оформление композиции дополнительными
элементами.
Тема 5. «Коллаж из кожи и ткани» «Золотая рыбка». 1 час
Теория: Последовательность выполнения работы, работа с тканью, кожей, шаблон.
Материалы: ткать, кожа, клей ПВА, шаблоны.

Практика:
Композиционное построение картины.
Раздел IX. Декоративное искусство в современном мире. 21 час
1. Современное выставочное искусство 1 час
Теория: Беседа, презентация
2.Ты сам - мастер ДПИ. Декоративная игрушка из мочала. 1 час
Теория: Этапы изготовления куклы
Практика: Изготовление декоративной игрушки из мочала
3.Ты сам – мастер ДПИ. Обережные народные куклы. Игровая кукла «Сорока» 1 час
Теория: Этапы изготовления куклы
Практика: Изготовление тряпичной куклы
4.Ты сам – мастер ДПИ. Обережные народные куклы. Игровая кукла на счастье. 2
часа
Теория: Этапы изготовления куклы
Практика: Изготовление тряпичной куклы
5. Работа над проектом. Обережные народные куклы 2 часа
6.Ты сам – мастер ДПИ. Обережные народные куклы. Игровая кукла «Сорока» 1 час
Теория: Этапы изготовления куклы
Практика: Изготовление тряпичной куклы
7. Работа над проектом. Обережные народные куклы 2 часа
8. Защита проекта. Обережные народные куклы
9. Ты сам – мастер ДПИ. Витраж ( Коллективная работа) 10 часов
Теория: Выполнение эскиза, композиция ,подбор материала.
Практика: Изготовление витража
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
 готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, общественной активной личности, гражданской позиции, культуры
общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, которые
представлены
следующими
компонентами:
мотивационно-целостными
(самореализация, саморазвитие, самосовершенствование); когнитивными (знания,
рефлексия деятельности); операциональными (умения, навыки); эмоциональноволевыми (самооценка, эмоциональное отношение к достижению);
 учебно – познавательного интерес к Декоративно-прикладному искусству;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
 навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
 ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
 способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
 заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и
результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты:
 усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных
навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению
новых знаний и навыков;
 развитие
мотивации,
потребности
в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности, активности.
 выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для
создания творческих работ.
 Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций,
усвоенных способах действий;
 учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои
действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;




адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки
и характере сделанных ошибок.
Предметные результаты:
 развитие интереса к предмету, включение в познавательную деятельность,
 приобретение определенных знаний, умений, навыков, освоенных учащимися в ходе
изучения предмета,
 уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
 понимать образную сущность искусства;
 выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
 создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
 создавать средствами бумагопластики и природного материала выразительные образы
природы, человека, животного.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 календарно-тематическое планирование
Тематический план
Наименование темы
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Раздел I. ИЗО.
II. Работа с бумагой и картоном.
Раздел III. АЖУРНЫЕ ВЫТЫНАНКИ»
Раздел IV . Флористика.
Раздел V. Работа с природным материалом.
Раздел VI. Аквагрим.
Раздел VII. Аппликация из текстильных материалов.
Раздел VIII . Коллаж.
Раздел IX.Декоративное искусство в современном мире.
Общее количество часов:
№
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11

Количество часов
1
10
9
6
5
7
6
3
6
15
68

Учебно-тематический план
Наименование темы
Количество учебных часов
Всего Теория Практика
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
1
Раздел I. ИЗО.
12
Жизнь цвета, линии, пятна.
2
1
1
Какого цвета осень? Сбор даров природы (листьев, цветов,
1
1
трав, семян) для уроков художественного труда.
История искусств. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж,
1
1
портрет.
Стилизация. Декоративное рисование.
1
1
Дидактическая игра "Собери гусеничку".
1
1
Декоративный натюрморт
1
1
Красота родной земли в произведениях графиков.
1
1
Экспериментирование с графическими материалами.
Рисование с натуры крупных цветов (графические
материалы)
В сказочном подводном царстве. Тематическое рисование
2
2
(акварель)
Мы осенью готовимся к зиме. Декоративное рисование.
1
1
Варежка. Орнамент.
Контрольный лист «Юный художник». Букет цветов.
1
1
Раздел II. Работа с бумагой и картоном.
12
Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на
1
1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

38
39
40
41
42
43

44
45
46
47

бумажную фабрику (с использованием мультимедийных
продуктов).
Основные рабочие операции с бумагой, картоном.
Шаблон, трафарет.
Складывание, сгибание. Резание, склеивание.
Архитектура в жизни человека. Презентация
Конструирование из бумаги. Коробка
Знакомство с оригами. Кораблик, бабочка, лисичка
Аппликация из геометрических тел.
Аппликация из газет на темном фоне. Город.
Раздел III. АЖУРНЫЕ ВЫТЫНАНКИ»
Рассказ о технике «вытынанки».
Тренировочные упражнения в прорезании бумаги (линия,
«капелька»).
Вырезание (бабочка, кленовый лист)
Мастер-класс «Вытынанки»
Самостоятельная работа по выбору ученика.
Воспитательная работа.
Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия
для отдыха и разрядки.
Раздел IV . Флористика.
История флористики. Инструменты. Подготовка
материалов.
«Осенний букет» составление композиции.
Изготовление цветов «Собираемся на бал». Гофрированная
бумага.
Творческие работы «Увидеть чудо в лепестке».
Аппликация из листьев.
Композиция «Березы».
Раздел V. Работа с природным материалом.
Знакомство с разнообразием природного материала и его
использования в ДПИ.
Изготовление композиций из засушенных листьев.
Составление композиции «Животные нашего леса»
(коллективная работа).
Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян,
камешек, листьев).
Мастер-класс «Роспись камней акрилом».
Композиция из камней.
Составление композиции из природного материала «Часы»
Творческая работа.
Раздел VI. Аквагрим.
Вводное занятие. Понятие аквагрим . История
Приемы нанесения Аквагрима
«Мы и творчество»
«Морозные узоры»
«Новогодние персонажи»
«Новогодние маски»
Раздел VII. Аппликация из текстильных
материалов.
Беседа о разновидностях ниток.Аппликации из нарезанных
ниток.
Аппликация из нарезанных ниток. Пейзаж «Времена года».
Аппликация из ткани. «Кошка».
Раздел VIII . Коллаж.
Вводное занятие по теме «Коллаж». Вводное занятие по
теме «Коллаж».

1
1
1
1
2
2
2
1
9
1
1

0,5

2
1
2
2

1

5
1

1
1
1

0,5
1
1
1
1
2
1

1
1

1

1
1
1
2

1

1
1

1
1

1

1

1
10
1

1

1
2

1

1

1
2
2
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
6
1

1
1
1

1

1
2
1

1
1
1
1
1
1

0,5

0,5
1
1

1

48
49
50
51

52
53
54
55
56
57
58
59
60

Коллаж из цветной бумаги «Закат».
Коллаж из глянцевых журналов «Пейзаж»
Коллаж из газетной бумаги «Вечерняя улица»
«Коллаж из кожи и ткани» «Золотая рыбка».
Раздел IX. Декоративное искусство в современном
мире.
Современное выставочное искусство
Ты сам - мастер ДПИ. Декоративная игрушка из мочала
Ты сам – мастер ДПИ..Обережные народные куклы.
Игровая кукла «Сорока»
Ты сам – мастер ДПИ .Обережные народные куклы.
Игровая кукла на счастье.
Работа над проектом. Обережные народные куклы
Ты сам – мастер ДПИ .Обережные народные куклы.
Игровая кукла «Коняшки»
Работа над проектом. Обережные народные куклы
Защита проекта. Обережные народные куклы
Ты сам – мастер ДПИ. Витраж ( Коллективная работа)
Общее количество часов:

1
1
1
2
21

1

1
1
1
1

1
1
1

1

2

1

1

2
1

1

1
1

2
1
10
85

1

1
1
9
52

1
1

1
33

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: Кадровое
обеспечение, методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение.
2.2.1. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования
2.2.2.Методическое обеспечение
Разделы занятий:
1.ИЗО
2.Работа с бумагой и картоном
3.Флористика
4.Работа с природным материалом.
5.Аппликация из текстильных
материалов.
6.Аквагрим
7.Работа с тканью
9.Коллаж
10. Декоративное искусство в современном мире.
Дидактические игры, используемые при обучении школьников навыкам
художественного творчества:
Дидактическая игра "Собери гусеничку".
Дидактическая игра "Цветовой круг".
Сюжетно — ролевая игра «Цветочный магазин»
Дидактическая игра «Производство текстильных материалов»
Мастер- классы:
«Роспись камней акрилом».
«Вытынанка».
- дидактический материал: раздаточный материал, инструкционные и технологические
карты, задания, упражнения, образцы изделий и др. находятся в кабинете изо и
размещаются в отдельном шкафу, в тематических папках;
2.2.3 Материально-техническое обеспечение:
Дидактические раздаточные и фронтальные наглядные пособия по темам программы;
шаблоны, образцы выполняемых работ, наглядное пособие, репродукции.
Художественные материалы и инструменты: карандаши, ластики, фломастеры,
маркеры, гелевые ручки, контуры,; краски - акварельные, аквагрим, гуашевые; клей
ПВА, ножницы, резак; природный материал- сухие листья, семечки, шишки,
засушенные апельсины и т. д.; различные виды белой и цветной бумаги, газеты,
журналы, картон; ткань, разной фактуры; метал, для чеканки.

Доска магнитная, магниты;
Ноутбук,
2.3. Формы аттестационного контроля
Итогом реализации образовательной программы являются результаты участия в конкурсах,
выставках.
входящая диагностика, текущий и итоговый контроль. Входящая диагностика и итоговый
контроль проводится в форме устного опроса и анализа работ. Текущий контроль
проводится по окончанию первого модуля программы и по итогам прохождения каждой
темы.
2.4. Оценочные материалы в программе представлены перечнем используемых
диагностик, которые позволяют определить достижение обучающимися планируемых
результатов. Контроль проводится в форме наблюдения, устного опроса, выставок,
конкурсов, выполнения практических заданий, творческих работ.Контроль занятий и
оценивание проходят дважды в год.
План работы по проведению диагностики
Вид
Вводная
Промежуточная
Итоговая
диагностики
(нулевая)
Цель диагностики

Выявление
стартовых
возможностей
и
индивидуальных
особенностей учащихся
в начале цикла обучения.

Сроки проведения 10–20 сентября
диагностики

Отслеживание
динамики
развития
каждого ребёнка по
усвоению
образовательной
программы.
Начало
второго
полугодия (можно по
разделам программы.)
Собеседование,
тестирование,
творческие
и
самостоятельные
работы
Изучение динамики
освоения предметного
содержания

Формы
диагностики

Беседа, тестирование, не
сложные практические
задания.

Параметры
оценки

Прогнозирование
возможности успешного
обучения на данном
этапе
Способность
ребенка Способность ребенка
выполнять
задания самостоятельно
легкого уровня
выполнять
задания
среднего уровня

Критерии оценки

Система оценки

Система трех уровней: Система
трех
высокий,
средний, уровней:
высокий,
низкий
средний, низкий
Формы фиксации Карта
входящей Таблица результатов
результатов
диагностики
диагностики
Направления
анализа

ФИО
обучающе
гося

…

Общий
уровень Уровень
усвоения
творческих способностей образовательной
программы
по
разделам

Самостоятел
ьность в
работе

Цветовое
решение

Креат
ивнос
ть

Подведение
итогов освоения
образовательной
программы.
Конец
года

учебного

Контрольные
занятия,
практи
ческие
работы,
зачеты, выставки.
Теоритические
знания,
практические
умения, навыки.
Способность
ребенка
самостоятельно
выполнять
задания
высокого уровня
Система
трех
уровней: высокий,
средний, низкий
Таблица
результатов
диагностики
Уровень усвоения
образовательной
программы
по
итогам года

Оригинальнос Количест
ть работы
во баллов

Уровень
(высокий,
средний,
низкий)

Выводы: Определение уровня творческих способностей обучающихся в группе на
начальном этапе обучения, необходим педагогу для того, чтобы он смог подобрать
соответствующий уровень сложности заданий для каждого ребенка. Также педагог будет
иметь представление об общей картине творческих способностей своих
воспитанников, сможет проследить их динамику роста.
По итогам проведения вводной диагностики необходимо подвести итоги, сделать
выводы и результаты вводной диагностики занести в карту.
Карточка индивидуального развития ребенка, которая позволяет проследить
динамику.
Фамилия, имя__________________________________
Возраст_______________________________________
Название детского объединения___________________
Педагог_______________________________________
Дата начала наблюдения___________________
Качества

Оценка качеств в баллах по времени
Вводная
диагностика

1

Промежуточная диагностика
2
3
4,5
6
7,8

9

Итого
вая

Мотивация к
занятиям.
Познавательная
нацеленность
Творческая
активность
Промежуточная диагностика
Промежуточная диагностика обучающихся проводится по завершению изучения темы
или раздела общеобразовательной программы. В зависимости от темы программы можно
использовать следующие материалы.
Раздел I. ИЗО.
Контрольный лист «Юный художник». Букет цветов.
Рисование с натуры по памяти или по представлению осеннего букета.
Рассмотрите букеты из астр, георгинов и других живых цветов (в школе, дома, на
картинах художников). Обратите внимание, как в них хорошо сочетаются крупные и
мелкие формы цветов, их яркие и мягкие краски.
Нарисуйте красками букет осенних цветов.
Как надо располагать его на листе?
С чего целесообразно начинать этот рисунок?
Применяйте правило рисования: рисуя отдельные цветы, не забывайте о целом букете.
Сравнивайте размеры, форму и расположение цветов.
В рисунке, как и в жизни, букет должен быть пышный и красивый. Кроме цветов, в
нем много зелени, она хорошо сочетается с цветами. Сравните букеты на рис.1 и на рис.2.
Подумайте: чем отличается изображение цветов в том и в другом букете?
Раздел II. Работа с бумагой и картоном.
Практическая часть. Аппликация из геометрических тел на темном фоне « Город»
Обрывная аппликация – это доступный и простой вид аппликации: для него понадобятся
картон-основа для работы.
Газеты, журналы и клей
Композиционное построение картины.
Раздел III. АЖУРНЫЕ ВЫТЫНАНКИ»
Самостоятельная работа по выбору ученика.
Практическая часть. Выбор эскиза и перевод рисунка на бумагу. Поэтапное вырезание.
Подбор фонового цвета.
Раздел IV . Флористика.
Раздел V. Работа с природным материалом.

Практическая часть. Работа в группах. Составление композиции из природного материала
(Шишки, желуди, листья и семена, орехи, трава, мох, песок, веточки, палочки, спилы). Тема
на выбор, «часы» или осенняя композиция.
Раздел VI. Аквагрим.
Практическая часть. «Новогодние маски»
Раздел VII. Аппликация из текстильныхматериалов.
Раздел VIII . Коллаж.
Практическая часть. «Коллаж из кожи и ткани» «Золотая рыбка».
Материалы: ткать, кожа, клей ПВА, шаблоны.
Композиционное построение картины.
Выполненные работы оцениваются по следующим критериям.
1.
Самостоятельность в работе:
- самостоятельное выполнение работ; (8-10 б.);
- выполнение работ с помощью педагога (5-7 б.);
- не может выполнить задание (1-4 б.).
2.
Цветовое решение:
- гармоничность цветовой гаммы (8-10 б.);
- необычное цветовое решение богатство сближенных оттенков (5-7 б.)
- не гармоничность цветовой гаммы (1-4б.)
3.
Креативность:
- оригинальное исполнение работы сложность в передачи форм (8-10 б.);
- владение изобразительными навыками, самостоятельность замысла (5-7 б.);
- слабое владение изобразительными навыками, требуется помощь педагога (1-4б.).
4.
Качество исполнения:
- изделие аккуратное (8-10 б.);
- содержит небольшие дефекты (5-7 б.);
- содержит грубые дефекты (1-4б.).
5.
Оригинальность работы:
- оригинальность темы, использование разных вариаций (8-10 б.);
- однотипность (5-7 б.);
- простейшее выполнение работы (1-4 б.)
Результаты полученных баллов суммируются и заносятся в таблицу. Итоговая сумма
баллов определяет уровень творческих способностей.
Высокий уровень – 40 – 50 баллов
Средний уровень – 30 – 39 баллов
Низкий уровень - 5 - 29 баллов
Итоговая диагностика
Защита проекта. Раздел IX. Декоративное искусство в современном мире.
Обережные народные куклы.
Защита проекта является формой проверки выполнения проекта и предполагает
всестороннее обоснование слушателем предложенных им решений поставленных
проблем. Защита проводится публично в присутствии слушателей, при участии
руководителя. Задача обучающегося – в течение 5-10 минут рассказать (не выходя за
рамки регламента!), с чего начинался проект, к каким результатам привел, почему это
важно и интересно. Во время защиты лучше рассказывать, а не читать. Примерный план
выступления может выглядеть следующим образом:
1. Представиться
2. Познакомить с темой проекта
3. Назвать цель проекта (лучше начинать со слов:Целью моего проекта было создание /
разработка / исследование / расширений знаний о.....)
4. Назвать задачи проекта (что сделано для того, чтобы достичь цели, начинайте со
слов:Задача моего проекта - организовать / создать / провести / найти/ разработать....)
5. Раскрыть содержание проекта (рекомендуется использовать презентацию)
6. Сделать вывод (Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что...)
7. Оценить свою работу (Я считаю, мой проект заслуживает ... баллов)
8. Коллективное обсуждение и оценка проекта.

Вывод: Использование вышеизложенных форм итоговой диагностики являются самыми
оптимальными для общеобразовательных программ по декоративно прикладному
искусству. Поскольку они помогают определить уровень освоения обучающимися и
теоретических и практических умений и навыков предусмотренных программой. Уровень
усвоения теоретического материала прослеживается при защите проекта и при
проведении экскурсии по выставке. Уровень практических умений навыков можно
оценить по творческим работам и по продукту проектной деятельности.
Результаты итоговой диагностики результативности обучающихся определяют:
насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребенком;
полноту выполнения образовательной программы. Обоснованность перевода
обучающегося на следующий этап или год обучения. Результативность самостоятельной
деятельности ребенка в течение всего учебного года.
3. Список литературы
для педагога:
1.Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей [Текст]
: метод.пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В. Кондикова, И. А. Костева ; под общ. ред. И.
А. Костевой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 36 с.
2.Азбука эффективных форм внеурочной деятельности [Текст] : слов.-справ. / авт.-сост.
Е.Л. Петренко. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –72 с.
3.Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для
начальной школы. – М.: «Аким», 1995 г.
4.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: «Литера», 1997г.
5.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. СПб: «Кристалл», 2002 г.
7.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. – СПб: «Химия», 1995 г
8.Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1992 г.
9.Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 г.
10.Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб: Детство-Пресс, 2007.
11.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий
2003», 2007
12.Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис
Пресс, 2004 г
13.Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
14.Миловский А. Песнь Жар-птицы. - М.: Искусство, 1987.
Москва. Просвещение. 1991г.
15.Некрылова А. Круглый год. - М.: Просвещение, 1991.
16.Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988
17.Задворная Т. Аранжировка цветов. - М.: Искусство, 1994.
18.Новикова Е. Вдохновение. - М.: Искусство, 1994.
19.Программы. Культура быта. - М.: Просвещение, 1986
20.Пропп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963.
21.Саркисова Л. Искусство букета. - М.: Искусство, 1970.
25.Субботина Т. Все хотят быть счастливыми. - М.: Просвещение, 1991.
22.Черней Е. Цветы и фантазия. - М.: Искусство, 1987.
23.Юдин Г. Птица Сирин и всадник на белом коне. - М.: Детская литература, 1991
для обучающихся:
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных
материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.160с., ил.- (Умелые руки).
3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв.
вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «КарапузДидактика», 2006г.
5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «КарапузДидактика», 2006г.

6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2006г.
7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.:
ил.-(Азбука рукоделия).
8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
9. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери
СПД, 2004.-240с., ил. (Серия:Академия «Умелые руки».)
10. Ж. Юный художник. - М.: 1979 № 9, 1985 №8,10, 1988 №7.
11. Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985.
12. Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988.
13. Проп В. Русские аграрные праздники. - М.: Просвещение,1963. Черней Е. Цветы и
фантазия. - М.: Искусство, 1987
14. Лаврентьев А. Н. История дизайна. - М.: 2006 г.
15. Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. – М.: «Университет», 2000 г
Интернет ресурсы:
 http://nsportal.ru
 http://www.zavuch.ru
 http://pedsovet.su
 http://stranamasterov.ru/
 http://www.liveinternet.ru
 http://tvorchestvo.wordpress.com
 http://ejka.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».