МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 5"
Муниципальный орган "Управление образования
городского округа Краснотурьинск"
(МАОУ «ООШ № 5»)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МАОУ
«ООШ № 5»
№ 96 от 29.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Трудные вопросы русской орфографии»
для обучающихся 5 класса
Краснотурьинск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Трудные вопросы орфографии» на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОЙ
ОРФОГРАФИИ»
Данный курс позволит учащимся 5 класса восполнить пропущенный или забытый
материал, углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с
программой по русскому языку для 5 класса. Он расширяет и систематизирует
теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и
навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к
успешному написанию контрольных работ, ВПР. На данном курсе будет уделено
большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию
орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного
выполнения заданий различного уровня сложности.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и
навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе
занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ»
Изучение курса направлено на достижение цели: формирование орфографической
грамотности учащихся
МЕСТО КУРСА «ТРУДНЫЕ
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ВОПРОСЫ
РУССКОЙ
ОРФОГРАФИИ»
В
Число часов, отведенных на курс, в 5 классе составляет 34 часа (1 час в неделю).
2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения об орфографии
Вопросы орфографии.
Орфографическое правило. Условия выбора правильных написаний. Группы орфограмм.
Сильная и слабая позиция гласных и согласных.
Виды чередований
Беглые и чередующиеся гласные.
Правописание гласных в корне слова
Безударные гласные в корне слова. Отработка алгоритма применения правила.
Правописание согласных
Согласные в корне слова. Непроизносимые согласные.
Отработка алгоритма применения правила.
Правописание букв ё-о после шипящих в корне слова
Гласные о-е-ё после шипящих и ц. Отработка алгоритма применения правила.
Правописание приставок
Гласные и согласные в приставках. Условия выбора гласных и согласных. Отработка
алгоритма применения правила.
Правописание ы-и
Гласные и-ы после ц. Условия выбора гласной. Отработка алгоритма применения правила.
Правописание имен существительных
Мягкий знак на конце имен существительных. Буквы е-ё-о в сууфиксах и окончаниях
имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание
суффиксов имен существительных. Отработка алгоритма применения правил.
Правописание имен прилагательных
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных
Правописание глаголов
Правописание личных окончаний глаголов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова,
русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и
развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
Ученик получит возможность научиться:
3
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
Ученик получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента
ПРЕДМЕТНЫЕ
Ученик научится:
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить
грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
4
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая
устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Ученик получит возможность научиться:
иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)
и правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
определять:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов
речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и
фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность,
богатство).
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. Общие сведения об орфографии
Введение. Дорога к письменности. Орфография как
система правил русского правописания. Сильные и
1.1
слабые позиции звуков
Итог по разделу
Раздел 2. Виды чередований
Беглые и чередующиеся гласные в корне слова.
2.1
Чередование звуков в морфемах
Итог по разделу
Раздел 3. Правописание гласных в корне слова
3.1
Правописание проверяемых безударных гласных в
корне слова
Итог по разделу
Раздел 4. Правописание согласных
Правописание проверяемых согласных в корне
4.1
слова. Правописание непроизносимых согласных
Итог по разделу
Раздел 5. Правописание букв ё-о после шипящих в корне слова
5.1
Буквы ё-о после шипящих в корне слова
Итог по разделу
Раздел 6. Правописание приставок
Правописание неизменяемых на письме приставок.
6.1
Правописание приставок на -з (-с).
Итог по разделу
Раздел 7. Правописание ы-и
Количество часов
2
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Образавр
https://obrazavr.ru/russkij-yazyk/5-klass/
2
2
Образавр
https://obrazavr.ru/russkij-yazyk/5-klass/
2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
1
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
3
6
Правописание ы — и после приставок.
Правописание ы — и после ц
Итог по разделу
Раздел 8. Правописание имен существительных
Правописание мягкого знака на конце имён
8.1
существительных после шипящих
Буквы Е и И в падежных окончаниях имён
8.2
существительных
Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях
8.3
имён существительных
Правописание О и Е (Ё) после шипящих и Ц в
8.4
суффиксах имен существительных
Правописание суффиксов -ек-/-ик- имен
8.5
существительных
Правописание суффиксов -чик-/-щик- имен
8.6
существительных
Слитное и раздельное написание НЕ с именами
8.7
существительными
Итог по разделу
Раздел 9. Правописание корней с чередованием
Правописание корней с чередованием а//о: -гар- — гор-, -зар- — -зор-. Правописание корней с
чередованием а // о: -лаг- — -лож--раст- — -ращ- —
9.1
-рос. Правописание корней с чередованием -клан— -клон-, -скак- — -скоч-. Правописание корней с
чередованием.
Итог по разделу
Раздел 10. Правописание имен прилагательных
Правописание безударных окончаний имен
10.1
прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в
7.1
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
3
1
3
1
1
1
1
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
10
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
4
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
7
окончаниях и суффиксах имен прилагательных
Итог по разделу
Раздел 11. Правописание глаголов
Изменение глаголов по лицам и числам.
31
Спряжение. Правописание безударных личных
окончаний глаголов
Итог по разделу
Итоговый контроль
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
3
1
34
8
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
Наименование разделов и тем программы
Введение. Дорога к письменности
Количество часов
1
2
Орфография как система правил русского
правописания. Сильные и слабые позиции звуков
1
3
Беглые и чередующиеся гласные в корне слова
1
4
1
7
Чередование звуков в морфемах
Правописание проверяемых безударных гласных в
корне слова
Правописание проверяемых согласных в корне
слова
Правописание непроизносимых согласных
8
Буквы ё-о после шипящих в корне слова
1
9
Правописание неизменяемых на письме приставок
1
10
Правописание приставок на -з (-с)
1
11
Правописание приставок на -з (-с)
1
5
6
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Образавр
https://obrazavr.ru/russkij-yazyk/5klass/orfografiya/vvedenieorfografiya/orfogrammy/
Образавр
https://obrazavr.ru/russkij-yazyk/5klass/morfemika/pravopisanie-znachimyhchastej-slova/cheredovanie-zvukovfoneticheskie-cheredovaniya/
https://obrazavr.ru/russkij-yazyk/5klass/morfemika/pravopisanie-znachimyhchastej-slova/istoricheskie-cheredovaniyabeglye-glasnye/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256afa
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256ed8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256d5c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa257130
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa257464
Библиотека ЦОК
9
12
Правописание ы — и после приставок
1
13
Правописание ы — и после приставок
1
14
Правописание ы — и после ц
1
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Правописание мягкого знака на конце имён
существительных после шипящих
Буквы Е и И в падежных окончаниях имён
существительных
Буквы Е и И в падежных окончаниях имён
существительных. Практикум
Буквы Е и И в падежных окончаниях имён
существительных. Практикум
Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён
существительных
Правописание О и Е (Ё) после шипящих и Ц в
суффиксах имен существительных
Правописание суффиксов -ек-/-ик- имен
существительных
Правописание суффиксов -чик-/-щик- имен
существительных
Слитное и раздельное написание НЕ с именами
существительными
Слитное и раздельное написание НЕ с именами
существительными. Практикум
Правописание корней с чередованием а//о: -гар- — гор-, -зар- — -зорПравописание корней с чередованием а // о: -лаг- —
1
1
https://m.edsoo.ru/fa257464
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2575f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2575f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25772a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2586b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2587e2
1
1
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258fe4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa259110
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25939a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa259246
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2595ca
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2598a4
Библиотека ЦОК
10
27
28
29
-лож--раст- — -ращ- — -рос
Правописание корней с чередованием -клан- — клон-, -скак- — -скочПравописание корней с чередованием. Практикум
Правописание безударных окончаний имен
прилагательных
1
1
1
30
Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях и
суффиксах имен прилагательных
1
31
Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение
1
32
Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение
1
Правописание безударных личных окончаний
глаголов. Практикум
34
Итоговый урок «Значение орфографии»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
https://m.edsoo.ru/fa25976e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2599d0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25abe6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ad6c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25cb58
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25cb58
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ce32
1
34
11
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Бондаренко М.А. Методические рекомендации и поурочные разработки. 5 класс.
Учебное пособие для образовательных организаций. – М.: Просвещение.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: «ВАКО»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
12
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)