РП по курсу Трудные вопросы русской орфографии для 5 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 5"
Муниципальный орган "Управление образования
городского округа Краснотурьинск"
(МАОУ «ООШ № 5»)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом МАОУ
«ООШ № 5»
№ 96 от 29.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Трудные вопросы русской орфографии»
для обучающихся 5 класса

Краснотурьинск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Трудные вопросы орфографии» на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОЙ
ОРФОГРАФИИ»
Данный курс позволит учащимся 5 класса восполнить пропущенный или забытый
материал, углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с
программой по русскому языку для 5 класса. Он расширяет и систематизирует
теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и
навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к
успешному написанию контрольных работ, ВПР. На данном курсе будет уделено
большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию
орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного
выполнения заданий различного уровня сложности.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и
навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе
занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ»
Изучение курса направлено на достижение цели: формирование орфографической
грамотности учащихся
МЕСТО КУРСА «ТРУДНЫЕ
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ВОПРОСЫ

РУССКОЙ

ОРФОГРАФИИ»

В

Число часов, отведенных на курс, в 5 классе составляет 34 часа (1 час в неделю).

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения об орфографии
Вопросы орфографии.
Орфографическое правило. Условия выбора правильных написаний. Группы орфограмм.
Сильная и слабая позиция гласных и согласных.
Виды чередований
Беглые и чередующиеся гласные.
Правописание гласных в корне слова
Безударные гласные в корне слова. Отработка алгоритма применения правила.
Правописание согласных
Согласные в корне слова. Непроизносимые согласные.
Отработка алгоритма применения правила.
Правописание букв ё-о после шипящих в корне слова
Гласные о-е-ё после шипящих и ц. Отработка алгоритма применения правила.
Правописание приставок
Гласные и согласные в приставках. Условия выбора гласных и согласных. Отработка
алгоритма применения правила.
Правописание ы-и
Гласные и-ы после ц. Условия выбора гласной. Отработка алгоритма применения правила.
Правописание имен существительных
Мягкий знак на конце имен существительных. Буквы е-ё-о в сууфиксах и окончаниях
имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание
суффиксов имен существительных. Отработка алгоритма применения правил.
Правописание имен прилагательных
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных
Правописание глаголов
Правописание личных окончаний глаголов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова,
русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и
развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
Ученик получит возможность научиться:
3

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным
для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
Ученик получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента
ПРЕДМЕТНЫЕ
Ученик научится:
· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство);
· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить
грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
4

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая
устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Ученик получит возможность научиться:
иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)
и правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
определять:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов
речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и
фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность,
богатство).

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Общие сведения об орфографии
Введение. Дорога к письменности. Орфография как
система правил русского правописания. Сильные и
1.1
слабые позиции звуков
Итог по разделу
Раздел 2. Виды чередований
Беглые и чередующиеся гласные в корне слова.
2.1
Чередование звуков в морфемах
Итог по разделу
Раздел 3. Правописание гласных в корне слова
3.1

Правописание проверяемых безударных гласных в
корне слова

Итог по разделу
Раздел 4. Правописание согласных
Правописание проверяемых согласных в корне
4.1
слова. Правописание непроизносимых согласных
Итог по разделу
Раздел 5. Правописание букв ё-о после шипящих в корне слова
5.1

Буквы ё-о после шипящих в корне слова

Итог по разделу
Раздел 6. Правописание приставок
Правописание неизменяемых на письме приставок.
6.1
Правописание приставок на -з (-с).
Итог по разделу
Раздел 7. Правописание ы-и

Количество часов

2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Образавр
https://obrazavr.ru/russkij-yazyk/5-klass/

2
2

Образавр
https://obrazavr.ru/russkij-yazyk/5-klass/

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

2
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1
3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

3

6

Правописание ы — и после приставок.
Правописание ы — и после ц
Итог по разделу
Раздел 8. Правописание имен существительных
Правописание мягкого знака на конце имён
8.1
существительных после шипящих
Буквы Е и И в падежных окончаниях имён
8.2
существительных
Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях
8.3
имён существительных
Правописание О и Е (Ё) после шипящих и Ц в
8.4
суффиксах имен существительных
Правописание суффиксов -ек-/-ик- имен
8.5
существительных
Правописание суффиксов -чик-/-щик- имен
8.6
существительных
Слитное и раздельное написание НЕ с именами
8.7
существительными
Итог по разделу
Раздел 9. Правописание корней с чередованием
Правописание корней с чередованием а//о: -гар- — гор-, -зар- — -зор-. Правописание корней с
чередованием а // о: -лаг- — -лож--раст- — -ращ- —
9.1
-рос. Правописание корней с чередованием -клан— -клон-, -скак- — -скоч-. Правописание корней с
чередованием.
Итог по разделу
Раздел 10. Правописание имен прилагательных
Правописание безударных окончаний имен
10.1
прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в
7.1

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

3
1
3
1
1
1
1
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

10

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

4
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

7

окончаниях и суффиксах имен прилагательных
Итог по разделу
Раздел 11. Правописание глаголов
Изменение глаголов по лицам и числам.
31
Спряжение. Правописание безударных личных
окончаний глаголов
Итог по разделу
Итоговый контроль
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

3
1
34

8

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1

Наименование разделов и тем программы
Введение. Дорога к письменности

Количество часов
1

2

Орфография как система правил русского
правописания. Сильные и слабые позиции звуков

1

3

Беглые и чередующиеся гласные в корне слова

1

4

1

7

Чередование звуков в морфемах
Правописание проверяемых безударных гласных в
корне слова
Правописание проверяемых согласных в корне
слова
Правописание непроизносимых согласных

8

Буквы ё-о после шипящих в корне слова

1

9

Правописание неизменяемых на письме приставок

1

10

Правописание приставок на -з (-с)

1

11

Правописание приставок на -з (-с)

1

5
6

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Образавр
https://obrazavr.ru/russkij-yazyk/5klass/orfografiya/vvedenieorfografiya/orfogrammy/
Образавр
https://obrazavr.ru/russkij-yazyk/5klass/morfemika/pravopisanie-znachimyhchastej-slova/cheredovanie-zvukovfoneticheskie-cheredovaniya/
https://obrazavr.ru/russkij-yazyk/5klass/morfemika/pravopisanie-znachimyhchastej-slova/istoricheskie-cheredovaniyabeglye-glasnye/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256afa

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256ed8

1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256d5c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa257130
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa257464
Библиотека ЦОК

9

12

Правописание ы — и после приставок

1

13

Правописание ы — и после приставок

1

14

Правописание ы — и после ц

1

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Правописание мягкого знака на конце имён
существительных после шипящих
Буквы Е и И в падежных окончаниях имён
существительных
Буквы Е и И в падежных окончаниях имён
существительных. Практикум
Буквы Е и И в падежных окончаниях имён
существительных. Практикум
Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён
существительных
Правописание О и Е (Ё) после шипящих и Ц в
суффиксах имен существительных
Правописание суффиксов -ек-/-ик- имен
существительных
Правописание суффиксов -чик-/-щик- имен
существительных
Слитное и раздельное написание НЕ с именами
существительными
Слитное и раздельное написание НЕ с именами
существительными. Практикум
Правописание корней с чередованием а//о: -гар- — гор-, -зар- — -зорПравописание корней с чередованием а // о: -лаг- —

1
1

https://m.edsoo.ru/fa257464
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2575f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2575f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25772a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2586b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2587e2

1
1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258fe4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa259110
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25939a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa259246
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2595ca

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2598a4
Библиотека ЦОК

10

27
28
29

-лож--раст- — -ращ- — -рос
Правописание корней с чередованием -клан- — клон-, -скак- — -скочПравописание корней с чередованием. Практикум
Правописание безударных окончаний имен
прилагательных

1
1
1

30

Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях и
суффиксах имен прилагательных

1

31

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение

1

32

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение

1

Правописание безударных личных окончаний
глаголов. Практикум
34
Итоговый урок «Значение орфографии»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33

https://m.edsoo.ru/fa25976e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2599d0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25abe6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ad6c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25cb58
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25cb58
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ce32

1
34

11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.
и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Бондаренко М.А. Методические рекомендации и поурочные разработки. 5 класс.
Учебное пособие для образовательных организаций. – М.: Просвещение.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: «ВАКО»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».